В 2012 году были расширены полномочия депутатов органов местного самоуправления Москвы. В чем заключается расширение полномочий? Какие проблемы москвичи могут решить с помощью депутатов? В какой форме обращаться и куда именно?
Материалы по теме:
Содержание
Функции органов местного самоуправления↑
Представительными органами местного самоуправления — это думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы. Они состоят из депутатов, избирaeмых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Попросту говоря, к депутатам местного самоуправления вы можете обращаться по всем волнующим вас житейским вопросам. Например, по вопросам охраны общественного порядка и правовой защите населения. В ведении депутатов местного самоуправления находятся также культурно-массовая и досуговая работа с населением. Благоустройство, строительство, реконструкция, гаражное хозяйство, землепользование, целевое назначение нежилых помещений, расположенных в жилых домах и охрана окружающей среды также в их компетенции. Вопросы высшего, среднего профессионального, школьного и дошкольного образования, работа с молодежью, военно-патриотическая, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, вопросы потребительского рынка и услуг, а также решение социальных вопросов — всё это в ведении депутатов местного самоуправления.
О расширении полномочий муниципальных депутатов↑
В июле 2012 г. Московская городская Дума приняла закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», который вступил в силу 1 августа 2012 г. (закон города Москвы № 39 от 11 июля 2012 года).
Реформа местного самоуправления в Москве изменила работу этих органов власти. Муниципальные собрания всегда осуществляли взаимосвязь между чиновниками и горожанами. Теперь же муниципальные собрания могут оказывать реальное влияние на жизнь города: улучать его внешний облик и заниматься благоустройством районов.
По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, реформа направлена на то, чтобы усилить значение депутатов органов местного самоуправления, которые находятся в районах и непосредственно общаются с москвичами. Суть реформы в том, что муниципальные депутаты в первую очередь получили функции контроля за стройками, организацией рынков, строительством паркингов в районе. Ранее эти функции относились к компетенции чиновников. Теперь местные жители могут реально повлиять на происходящее — например, запретить строительство пивного магазина или потребовать благоустройства детских и спортивных площадок во дворах.
Закон делегировал часть государственных полномочий депутатам органов местного самоуправления. Наделил органы местного самоуправления всех муниципальных округов полномочиями в сферах, которые в наибольшей степени затрагивают интересы населения по месту жительства: благоустройства, эксплуатации и содержания жилищного фонда, размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов.
Органы местного самоуправления получили право участвовать в согласовании ежегодного перечня дворов, которые подлежат ремонту, планов по благоустройству парков и скверов и перечня домов, которые подлежат капитальному ремонту. В сфере строительства органы местного самоуправления наделены полномочиями по согласованию размещения не только гаражей, магазинов, рынков, аптек, ремонтных мастерских и других объектов, площадь которых не превышaeт 1,5 тыс. кв. м, но и храмов.
Закон передал на местный уровень публичной власти такие полномочия, как выражение недоверия главе управы района. Теперь глава управы района должен отчитываться перед муниципальными депутатами о результатах своей деятельности. В случae выражения недоверия главе управы установлена обязанность Совета депутатов проинформировать об этом мэра Москвы в трехдневный срок.
Инициатива о выражении недоверия главе управы района считается выдвинутой, если она поддержана не менее чем половиной от установленной численности Совета депутатов.
— Закон города Москвы № 39 от 11 июля 2012 года
Наконец, установлена ответственность для органов местного самоуправления и их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Правительство Москвы приняло ряд поправок, усиливающих роль местного самоуправления. В частности, ранее в законе не были прописаны правила взаимодействия: органы исполнительной власти в некоторых случаях могли игнорировать органы местного самоуправления. Теперь это становится невозможным, полномочия четко регламентированы.
Поправки уточняют, что решения депутатов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Для подобных согласований у депутатов есть разумный временной период от 21 до 30 дней, позволяющий разобраться с документами и принять верное решение.
Например, на согласование работ по благоустройству и капитальному ремонту жилья у депутатов есть до 30 дней. Согласно новым поправкам, за каждым народным избранником закрепляются и конкретные адреса, которые он контролирует – от начала работ до приемки их результатов.
Для своей новой деятельности муниципалы получат финансовый резерв: в 2013 г. — около 5 млрд рублей на 125 районов Москвы. Решение о расходовании этих средств будет приниматься представителями органов местного самоуправления. Деньги могут быть потрачены на дополнительные работы по благоустройству района. А что именно надо сделать, будут определять депутаты на основании пожеланий жителей. Затем решение передaeтся главе управы, его реализацией будет заниматься уже исполнительная власть.
Контроль будет взаимным — депутаты вправе требовать отчёта от главы управы. Раз в год главный районный чиновник обязан рассказывать представителям муниципалитета о выполнении комплексных программ развития района, взаимодействии управы и жителей по социально-экономическим и другим вопросам. Отчёт должен даваться лично. Также чиновник обязан ответить на вопросы депутатов, поданные в управу не позднее чем за 10 дней до заседания.
Отчет главы управы района, ... должен содержать сведения об основных направлениях деятельности управы района за отчетный год, ответы на вопросы, которые подаются Советом депутатов в управу района...
— Закон города Москвы № 39 от 11 июля 2012 года
Еще один важный момент: отчётное заседание должно быть открытым. На нём могут присутствовать жители района. Именно такая система, по задумке мэра Москвы Сергея Собянина, и станет проводником между властью и жителями, позволяя ускорить процессы благоустройства города, донести до руководства мегаполиса проблемы и чаяния любого москвича, желающего что-то изменить в столице.
Как правильно составить обращение?↑
Обратиться для решения волнующего вас вопрос можно, придя лично в муниципальное собрание вашего района по месту жительства. Только сначала надо узнать, какой именно депутат отвечает за интересующую вас сферу, и прийти в часы его приёма.
Например, если в вашем подъезде часто появляются подозрительные личности, а на лестнице поселились бомжи, обращайтесь к председателю комиссии по вопросам общественной безопасности, организации первичных мер в области охраны общественного порядка и правовой защите населения. Если на первом этаже вашего дома разместили ночной клуб, который лишил тишины и покоя всех жителей второго этажа, надо идти на приём к председателю комиссии по благоустройству, строительству, реконструкции, гаражному хозяйству, землепользованию, а также по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах и охране окружающей среды. К нему же надо обращаться, если весь двор заставлен гаражами настолько, что не осталось места для детской площадки, а также если вас волнует отлов бездомных собак или появление крыс вокруг помоек. А если вашего трехлетнего малыша не принимают в детский сад под предлогом того, что «нет мест», а на самом же деле вы допускаете, что у вас просто пытаются вымогать взятку, тогда ваш путь – на прием к председателю комиссии по развитию высшего, среднего профессионального, школьного и дошкольного образования.
Можно обратиться в местное муниципальное собрание и в письменной форме. Текст должен быть написан разборчиво, если вы пишете его от руки. Если же набираете текст на компьютере — не делайте этого заглавными буквами. И не злоупотребляйте восклицательными знаками.
Формулируйте проблему четко, излагайте свои предложения кратко. Меньше эмоций — больше конкретных фактов. Понятно, что к депутату вас, скорее всего, вынудило обратиться то, что чиновники до сих пор не решили вашу проблему, и теперь вы уже доведены до гнева и отчаяния. Однако сдержите эмоции, не допускайте в тексте ругательств и оскорблений. В обращении вы также должны указать свой полный и достоверный почтовый адрес. И помните, что обращения к депутатам, не содержащие конкретных жалоб и предложений, к рассмотрению не принимаются.
Мы считаем, что передаваемые сегодня полномочия — наиболее близки и понятны гражданам, и органы местного самоуправления смогут лучше их исполнить, чем городские структуры ... Конечно, городские власти будут внимательно следить за тем, как исполняются переданные полномочия. И если кто-то не будет справляться с объемом делегированных функций, на уровне города будут приниматься необходимые решения, вплоть до возврата прямого городского управления.
—Владимир Платонов, председатель Московской городской Думы, сайт Мосгордумы