Во время путешествия по дальним странам машина — это свобода. Автомобиль дает возможность объездить все окрестности, не зависеть от расписания местных автобусов, увидеть такие уголки, которые не описаны ни в одном путеводителе.
Материалы по теме:
Содержание
Конечно, можно взять машину на прокат, однако если речь идет о путешествии по Европе, можно смело отправляться в путь на своем собственном автомобиле. Европейские страны идеально подходят для автолюбителей, даже для новичков. Отличные дороги, развитая дорожная инфраструктура, хорошо работающие полицейские, удобные указатели, дружелюбно настроенные местные жители, большое количество отелей и кафе на любой кошелек, отсутствие «дураков на дорогах» &mdash все это делает автомобильное путешествие по Европе удобным, приятным и безопасным. Даже если заблудитесь — не беда. Бывалые путешественники рассказывают, что именно сбившись с пути, они зачастую попадали в самые интересные, нетронутые туристами городки и деревушки.
Выбираем страну↑
Для первого самостоятельного путешествия на машине по Европе лучше выбирать страну поближе: Чехию, Польшу, Германию. А лучше всего — Финляндию и другие скандинавские станы. Потому что российско-финская или российско-норвежская граница — это совсем не то, что российско-украинская, на которой нашим гражданам вынимают душу их таможенники, или белорусско-польская, на которой можно часов 14 простоять в очереди. Не меньше автомобилей периодически скапливается на границе России и Прибалтийских стран, особенно Литвы.
Бронируем отель↑
У тех, кто решил поехать в Европу на машине самостоятельно, не прибегая к помощи туристического агентства, есть два варианта: заранее составить маршрут и забронировать отели по пути следования или же ехать на автомобиле куда глаза глядят, останавливаясь там, где понравилось. Второй вариант подходит тем, у кого уже есть отрытая шенгенская виза или есть возможность получить приглашение от друзей или родственников, живущих в той стране, куда вы едете. Впрочем, можно обратиться в визовое агентство, которое за сравнительно небольшую сумму (в среднем — около 250 евро) устроит вам и приглашение, и визу. Плюс этого варианта путешествия — возможность обойтись вообще без отелей. Например, взять палатку и останавливаться в кемпингах, или же арендовать прицеп-кемпер — этакий домик на колесах. Только имейте в виду: спать в салоне автомобиля, даже если у него раскрадываются задние сиденья, в Европе запрещено.
Если же вы планируете получать «шенген» самостоятельно, вам придется представить в посольство оплаченные счета отелей, на каждые сутки, которые вы планируете пробыть в Европе. Причем при путешествии на машине это должны быть именно счета, а не подтверждение брони, которое посольства требуют с тех, кто путешествует на самолете или поезде и уже купил билеты в оба конца.
По вашей просьбе отель вышлет вам счет по электронной почте. Имейте в виду, что на оплаченном счете должен стоять штамп банка, поэтому оплатить его надо в кассе, а не через банкомат. Если же путешествие вдруг сорвется, вам придется звонить в отель и объяснять ситуацию, чтобы вам вернули деньги обратно на счет.
Плюс заранее оплаченных отелей — возможность точнее спланировать свои расходы. Кроме того, в стоимость отеля входит завтрак, так что даже если во время путешествия по Европе вы по какой-то причине останетесь без денег — по крайней мере, совсем голодными не останетесь.
Собираем документы↑
Для путешествия в Европу вам и вашему автомобилю понадобится определенный пакет документов.
1. Загранпаспорт с шенгенской визой. Все знают, что оформлять визу нужно в консульстве той страны, в которую вы едете. Но как быть, если вы планируете посетить несколько стран шенгенской зоны? В этом случае вам нужно подать заявление на визу в консульство той страны, в которой вы планируете пробыть дольше всего. Если же вы хотите поехать по нескольким странам, нигде надолго не задерживаясь, — то в консульство той страны, с которой начнется путешествие.
В Шенгенскую зону входят почти все страны Европы. Исключение составляют:
- Болгария и Румыния. Они присоединятся к Шенгенскому соглашению только в октябре 2011 года.
- Андорра. На въезде в эту страну из Франции или Италии пограничный контроль отсутствует, однако на выезде из Андорры испанские и французские пограничники выборочно проверяют документы, поэтому если ваша виза дает право лишь на однократный въезд в Шенгенскую зону, обратно вас могут не пустить. С мульти-визой таких проблем не возникнет.
- Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, Ватикан. Эти мини-государства пока не присоединились к Шенгенской зоне, однако въезжать в них можно беспрепятственно — документы на границе никто не проверяет.
- Великобритания и Ирландия. Для путешествия в эти страны нужно получать их национальные визы.
2. Международные права. Если у вас права нового образца, то никаких дополнительных действий для путешествия на автомобиле вам предпринимать не надо — они действительны по всей Европе и большинстве других государств мира.
Если у вас права старого образца, то теоретически вы можете поехать с ними. Поскольку в старых правах есть по-французски написано «Permis de coduire» («Разрешение на вождение»), а ваша фамилия продублирована латинскими буквами, то полицейские при проверке документов обычно к ним не придираются. Однако в случае ДТП, даже легкого, могут возникнуть проблемы, так как старые права не признаны Конвенцией о дорожном движении ООН. Поэтому, если вы пока не хотите менять права на новые, вам лучше получить Международное водительское удостоверение (МВУ). Оформить его можно в экзаменационном подразделении ГИБДД по месту жительства. Для этого вам понадобится предоставить:
- российский и заграничный паспорта;
- медицинскую справку;
- права;
- фотография 3,5 х 4,5 см, матовая, без уголка;
- квитанция об оплате госпошлины (1000 рублей). Заполнить квитанцию и распечатать ее можно на сайте ГИБДД;
- заявление о выдаче МВУ.
Имейте ввиду, что с марта 2011 года МВУ старого образца не действительны. Также не забывайте, что Международное водительское удостоверение действительно в Европе только в паре с вашими правами, и предъявлять их надо вместе.
Кстати, за нарушения Правил дорожного движения права за границей могут и отобрать. Но не навсегда. Вернуть документ обязаны при выезде из страны, но в нем будет стоять отметка о том, на какой срок вы лишены прав в данном государстве.
4.Документы на машину. Вашему транспорту для путешествия в Европу понадобится следующий пакет документов:
- техпаспорт автомобиля;
- талон прохождения техосмотра;
- если вы ездите на машине по доверенности — вам потребуется оформить специальную доверенность на автомобиль «с правом выезда за пределы РФ», желательно заверенным с переводом на английский или язык той страны, куда вы едете.
5. Европейский полис страхования гражданской ответственности «Green Card», аналогичный российскому ОСАГО. Узнать, где можно приобрести эту страховку можно в российском бюро «Зеленая карта». Тарифы на эту страховку устанавливаются Минфином РФ, едины для всех компаний и корректируются каждые 3 месяца. До 14 июля 2011 года «Green Card» на 2 недели обойдется вам в 1420 рублей для легковой машины. При этом страховка оформляется не на водителя, а на автомобиль, и не важно, кто при этом будет за рулем. Это очень удобно, особенно если вы и ваши спутники во время путешествия планируете вести машину по очереди.
Кроме того, если у вас КАСКО — попросите страховую компанию расширить зону действия полиса на те страны Европы, куда вы едете.
6. Таможенная декларация. Бланк можно бесплатно получить прямо на таможенном посту. Заполнить нужно два экземпляра. Один заберет таможня, на другой поставят печать и вернут вам. Берегите его, как зеницу ока: по сути, именно этот документ — единственной доказательство того, что свой автомобиль вы купили задолго до поездки, и ввозные пошлины платить не должны. При этом при возвращении в страну из путешествия в машине (водителем или пассажиром) должен обязательно находиться тот человек, на которого заполнена декларация. Никто другой права на беспошлинный ввоз этой машины из Европы в Россию не имеет.
Устраняем недостатки и избегаем штрафов↑
Могут ли вас не впустить в страну, если виза получена и необходимый комплект документов собран? К сожалению, могут. Если не учитывать совсем уж экстремальных обстоятельств: вы розыске, машина в угоне, то препятствием к въезду в любое государство Европы может стать внешний вид вашего автомобиля. В Европе запрещены:
- сильная тонировка на лобовом и передних боковых стеклах машины (она должна задерживать не более 75% дневного света);
- езда на летней резине с ноября по март;
- шипованная резина — она разрешена только в скандинавских странах;
- маленький огнетушитель — его объем должен быть не менее 1 литра.
Машину с заметными царапинами и вмятинами в приличную страну тоже не пустят: вдруг вы потом заявите, что помяли ваш автомобиль в каком-нибудь Берлине на муниципальной парковке? Да и предъявите иск этой парковке, Берлину или всей Германии в целом — для жителя Европы такие иски в порядке вещей. Или, наоборот, во время путешествия сами кого-нибудь отрихтуете — а потом будете утверждать, что так и было: мол, из России такой приехал. Чтобы этого избежать, машины с поврежденным кузовом просто не пускают в Европу.
Несколько слов о штрафах. Камер слежения на дорогах Европы очень много, и фиксируют они не только превышение скорости, но и все непристегнутый ремень, болтовню по мобильному, неправильные обгоны и прочие нарушения. Кроме того, в европейских странах штрафуют за «невинные» по нашим меркам нарушения: антирадары и непристегнутых пассажиров на заднем сидении автомобиля. А в некоторых странах — и на непристегнутых пассажиров в припаркованной машине. Поэтому во время путешествия возьмите себе за правило — только сели в автомобиль - даже если вам надо всего лишь в бардачке что-то взять — сразу пристегнулись. Потому что штрафы за непристегнутый ремень в некоторых странах Европы доходят до 500 евро.
Помимо этого, невежливого водителя могут оштрафовать за бранные слова, неприличные знаки и жесты. Средний палец — не единственный жест, считающийся оскорбительным, могут оштрафовать и за кулак. Штраф «за грубость» может достигать 2000 евро.
Планируем расходы↑
Расходы на развлечения, рестораны и шопинг во время путешествия на автомобиле вы просчитаете сами. А вот некоторые суммы, которые вам придется потратить на своего железного коня в Европе, лучше скалькулировать заранее.
1. Бензин. Средняя цена по Европе — около 1,5 евро за литр. Самый дорогой — в Норвегии — примерно 1,8 евро. Самый дешевый — в Болгарии — в среднем 1,2 евро.
2. Платные дороги. Их нет в Германии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Нидерландах и Дании. Во всех остальных странах Европы за путешествие на автомобиле по самым лучшим дорогам придется заплатить.
В большинстве стран, например, Италии, Франции, Португалии, Испании и др., платить надо непосредственно за проезд по трассе. О подъезде к платному участку в Европе сообщает дорожный знак с надписью «Peaje toll», стоящий на развилке между платной дорогой и бесплатным дублером. Любая платная дорога в Европе обязательно дублируется бесплатной, но она гораздо хуже по качеству и длиннее, а разрешенная скорость движения автомобиля по ней в 2 раза меньше, чем по платной.
Плата за проезд бывает фиксированной за определенный участок трассы или зависит от расстояния, пройденного машиной по платному участку. В первом случае платить надо при въезде, во втором — при въезде получаете карточку, которую надо оплатить на выезде с платного участка. 100 км обойдется в среднем от 5 до 10 евро. На пропускных пунктах — отдельные терминалы для оплаты наличными и для оплаты по кредитным картам. Не поддавайтесь соблазну проскочить бесплатно — штраф доходит до 300 евро.
В Швейцарии, Австрии и Словакии за право проезда по платным дорогам платится специальный налог. По результату оплаты выдается специальный стикер с указанным сроком действия, который надо приклеить сна лобовое стекло — слева или по центру. В Австрии налог составляет 7,9 евро за 10 дней, 22,9 евро — 2 месяца, 76,2 евро — за год. В Словакии — 4,9 евро неделя, 9,9 евро — месяц, 36,5 евро — год. В Швейцарии — налог платится за год, даже если вы планируете пробыть в стране пару дней. Стоит это 31,5 евро. Неприклеенный стикер — не действителен. Штраф за езду без стикера — 100 евро в Словакии, от 120 до 300 евро в Австрии, 65 евро — в Швейцарии.
3. Парковки. Бесплатная паковка в Европе обозначается белым пунктиром, прямоугольниками или знаком «Р». На многих платных уличных паркингах есть бесплатные часы, как правило, это ночь. На некоторых парковках платить придется, если машина стоит дольше определенного времени. Для этого купите в газетном киоске или на заправке специальные бумажные часы со стрелками, они стоят около 3 евро. Встали — выставили время и положили часы под лобовое стекло автомобиля. Вернулись — парковщик посмотрел на часы и понял: отпустить вас с миром или выписать счет.
Платная паковка автомобиля в Европе в среднем обходится около 2 евро в час. Ночью может быть раза в 2–3 дешевле. Так что сутки могут выйти в 15–20 евро. На каждой парковке на видном месте висят правила, где подробно описано, что, как и сколько стоит. Нарушать — себе дороже. За парковку машины в неположенном месте или не по правилам — штраф от 40 евро, а то и принудительная эвакуация автомобиля.