Многие знают, а остальные наверняка догадываются, что главным агрегатом в автомобиле является мотор. Без этого замечательного механизма машина и не подумает вращать колесами, да и вообще станет бесполезна. А потому к мотору нужно относиться бережно, следить за его состоянием и пресекать любое неблагоприятное воздействие.
Материалы по теме:
О необходимости контроля за уровнем масла мы говорили в предыдущей статье «Сервис против гаража: какие работы по техобслуживанию автомобиля можно сделать своими руками», а сегодня разберемся с температурой охлаждающей жидкости.
Как не допустить «закипания» ↑
Охлаждение мотора происходит посредством циркуляции специальной жидкости — антифриза. В каждом автомобиле на радость людям есть датчик температуры охлаждающей жидкости. Когда мотор только заводится после длительной стоянки, стрелка этого датчика не шелохнется, так как двигатель еще не нагрелся. А минут через пятнадцать стрелка встает примерно посередине шкалы и должна оставаться на этой отметке до выключения двигателя.
Одной из возможных причин «закипания» может стать низкий уровень охлаждающей жидкости. Так что этот уровень, как и уровень масла в двигателе, стоит иногда проверять. Сделать это можно, открыв капот и найдя расширительный бачок с жидкостью, которая обычно имеет красный или зеленый цвет. Сбоку на бачке обычно нанесены риски «Low» и «Full», а уровень жидкости должен находиться между ними. Если уровень ниже «Low», жидкость надо долить. Проверять уровень антифриза лучше на холодном, то есть незаведенном моторе.
При движении на автомобиле за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости следует поглядывать не реже, чем, как минимум, за уровнем топлива. Если стрелка вдруг поползет вверх, лучше всего держаться ближе к обочине, чтобы иметь возможность экстренной остановки. При попадании стрелки в начало красной зоны датчика мотор нужно заглушить.
Что делать после «закипания» ↑
Ни в коем случае нельзя продолжать движение, если стрелка датчика температуры антифриза находится в красной зоне. Перегрев двигателя чреват пренеприятнейшими последствиями, влекущими дорогостоящий ремонт. Поэтому следует остановиться и заглушить мотор.
Первым делом, когда мотор остынет через 10–15 минут, проверьте уровень антифриза в бачке. Если уровень окажется слишком низким, необходимо долить охлаждающую жидкость. Главное правило здесь — доливать жидкость того же цвета, что налита в бачке. Если с собой у вас антифриза нет и купить его негде, долить можно дистиллированную или, в крайнем случае, обычную воду.
Нелишним будет отметить, что после закипания антифриз теряет свои специальные качества его лучше при первой возможности заменить. Тем более это касается случая с доливом воды.
Поиск причины ↑
Обратите внимание на асфальт под машиной: если из бачка антифриз не «убегал», но под моторным отсеком образовалась лужица из охлаждающей жидкости, где-то происходит утечка. В этом случае следует проверить все патрубки системы охлаждения — возможно, на одном из них появилась трещина или соединение перестало быть надежным. Такую проблему можно решить локально, поставив «заплатку» на место утечки при помощи хомутов.
Еще одной причиной «закипания» может стать отказавший термостат. Найдя место его нахождения под капотом (обычно в месте входа парубков системы охлаждения в блок цилиндров), потрогайте патрубки, разделяемые термостатом. Если один из них очень горячий, а другой холодный — скорей всего, термостат перестал работать, заклинив в закрытом состоянии. Чтобы добраться до дома, эту проблему можно решить, выкрутив термостат и собрав систему назад без него.
Помимо перечисленного выше, выйти из строя может вентилятор системы охлаждения. Проверить это просто: при заведенном моторе откройте капот и последите, включается ли вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости начинает расти. Если нет, проверьте контакты и провода, идущие от вентилятора к мотору.
Прочие причины «закипания» не подлежат локальной диагностики и исправлять такую поломку придётся, скорей всего, в автосервисе. В этом случае вам ничего не останется кроме как вызвать эвакуатор.