28 апреля этого года был утвержден новый Административный регламент Федеральной миграционной службы. Этот документ напрямую касается всех, кто оформляет регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
Материалы по теме:
Тему регистраций мы ранее обстоятельно исследовали в статье «Регистрация по месту жительства и по месту временного пребывания: что для этого нужно». Но время идет, вносятся поправки в старые правила, и принимаются новые регламентирующие документы. Настало время внести и нам несколько поправок в эту, без сомнения, нужную, статью.
Содержание
Проживание без регистрации↑
Закон об обязательной регистрации действует уже 10 лет. Гражданин РФ должен регистрироваться по месту временного и/или постоянного проживания, если он переезжает на новое место жительство (в зависимости от обстоятельств — постоянно или временно).
Каждый россиянин, который уехал в другой регион, обязан встать на регистрационный учет в ближайшем отделении ФМС через 90 дней после того, как обосновался на новом месте.
28 апреля этого года был утвержден новый Административный регламент ФМС (вы можете найти его в сопутствующих статье документах). Этот документ заменяет старый, действовавший с 2007 года. Тех, кто нарушит сроки проживания без регистрации ждет штраф от полутора до двух тысяч рублей, а собственников, которые допускают такое проживание, — от двух до двух с половиной тысяч рублей.
Что же нужно для регистрации по новым правилам?
Напомним, в чем разница между местом жительства и местом пребывания. Место жительства — это место вашего постоянного обитания. Местом пребывания может быть съемная или служебная квартира, номер в гостинице или в санатории — словом, любое временное жилье.
Соответственно различаются и правила оформления документов: временная регистрация граждан по месту пребывания, в отличие от регистрации граждан по месту жительства, не требует снятия с регистрационного учета по предыдущему адресу.
— Редакция
Чем новые правила лучше старых?↑
Новый регламент упростил правила регистрации для тех, кто получил муниципальную квартиру или собирается жить у родственников.
Теперь граждане не обязаны предоставлять в паспортный стол документы о праве собственности на жилье. При отсутствии необходимых документов паспортист запросит в соответствующих госорганах. Правда, в этом случае срок регистрации составит… аж восемь дней! При предоставлении всего пакета документов гражданина обязаны зарегистрировать в течение трех дней.
К сожалению, новый регламент не вводит ни уведомительный порядок регистрации, ни альтернативной электронной процедуры — только электронное управление очередью и возможность подачи заявления в электронном виде.
При представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал заявитель одновременно подает копии документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента (п. 25.3. регламента).
В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения… или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту) сведения о данном договоре или свидетельстве.
На основании представленных сведений орган регистрационного учета запрашивает информацию о документах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в полномочном в сфере жилищных отношений органе или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания (п. 29 регламента).
— Административный регламент ФМС
Новый регламент ФМС уточняет набор документов, который россияне должны представить в паспортный стол. Подробнее о необходимых документах для оформления регистрации в Москве (постоянной прописки, временной регистрации, в т.ч. регистрации в больницах, санаториях или турбазах) читайте в материалах «Документы для регистрации по месту жительства и временного пребывания в Москве: как и куда подать» и «Документы для регистрации по месту временного пребывания в Москве».
При обоих видах регистрации, — регистрации по месту жительства и регистрации по месту временного пребывания, — совершеннолетние пользователи жилого помещения должны дать нотрильно зверенное согласие на временное или постоянное проживание гражданина.
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета производится бесплатно (п. 37 регламента).
Сколько времени займет регистрация?↑
При предоставлении всего пакета документов гражданина обязаны зарегистрировать в течение трех дней. Если паспортисту нужно будет что-то запрашивать — в течение восьми дней.
Если гражданин предварительно записался на личный прием в паспортный стол, время ожидания в очереди не должно превысить 15 минут. Сама консультация может длиться не более получаса.
Максимальное время ожидания в очереди, при первичной подаче документов, составляет 30 минут.
Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания подписывается начальником органа регистрационного учета, а в его отсутствие лицом, исполняющим его обязанности, и скрепляется печатью, применяемой для оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Максимальный срок выполнения действия — 2 минуты.
— Административный регламент ФМС, п. 59
Отказ в регистрации↑
Граждане могут столкнуться с отказами: если не принесен или не заполнен какой-то документ.
Важно, чтобы подписи на заявление было полностью заполнено, нужные подписи стояли, да и присутствие собственника/ответственного квартиросъемщика (в случае с временной регистрацией) совсем не помешает.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства
— Административный регламент ФМС, п. 33
Если же в регистрации отказывают без причин, гражданин может пожаловаться начальнику недобросовестного чиновника.