Каждый водитель, хоть раз ездивший на дальние расстояния, знает, как внезапно наваливается усталость за рулём и как сложно с ней бороться. Что делать, если сил нет, веки тяжелеют, а ехать всё равно надо?
Материалы по теме:
Содержание
От чего зависит усталость водителя? ↑
В дальней дороге на усталость водителя влияет множество факторов.
- Длительность непрерывного пребывания за рулём
- Достаточность сна перед поездкой и общее физическое состояние организма
- Эмоциональное состояние водителя
- Поведение пассажиров
- Тип и комфортность автомобиля
- Тип дороги, условия поездки.
- Время суток
- Питание
Как понять, что вы действительно утомились за рулём? ↑
Признаками усталости у водителей, как и у всех людей, является сонливость, «песок в глазах», тяжесть в конечностях и затекшие мускулы. Эти ощущения сопровождаются сугубо водительскими — например, вам может быть иногда лень переключать передачи, несмотря на необходимость, или даже включать «поворотник». Это нервное утомление, вызванное постоянной концентрацией внимания. Его одновременно и признаками, и следствием являются неспособность быстро принимать дорожные решения, объезжать ямы и дорожные неровности, а также пропуск дорожных знаков мимо внимания.
Как уменьшить утомляемость за рулём? ↑
Для того, чтобы меньше уставать, выберите правильное время для поездки и интервалы отдыха во время неё. Если есть возможность выбирать, то старайтесь выезжать рано утром, на рассвете, так как в это время минимум пробок и есть возможность проделать максимальный путь до наступления темноты. Ночь — не лучший выбор, так как даже при минимуме трафика на дорогах напряжение и концентрация внимания водителя в это время максимальная, а значит, и усталость приходит быстрее. Перед поездкой желательно хорошо выспаться, не менее 7 часов в помещении со свежим воздухом — в таком случае голова будет оставаться ясной максимально долго. Кроме того, старайтесь избегать дальних поездок или поездок в сложных условиях во время болезней — они многократно увеличивают утомляемость организма.
Идти на рекорды непрерывного руления без достаточных на то оснований не стоит — поездка будет переноситься проще, если делать минимум 10-минутрые остановки каждые три часа. В такие паузы можно и нужно перекусить, прогуляться, сделать гимнастику из. Кроме того, можно сделать гимнастику для тела и глаз. Даже профессиональные водители сильно устают после примерно 7 часов непрерывной езды, а 10 часов вождения уже критически опасны, так что не ленитесь остановиться и размяться вовремя.
В поездку старайтесь отправляться на полностью — даже в мелочах — исправном автомобиле, так как порой подклинивающий рычажок «поворотника» способен утомить сильнее ливня на улице. Позаботьтесь и о своём хорошем эмоциональном состоянии. Иногда последнее невозможно — в таком случае постарайтесь не думать о проблемах и расстройствах и сосредоточить мысли на чём-то расслабляющем и успокаивающем. Также важно поведение пассажиров в салоне — если один из них всё время будет плевать семечки мимо окна, а второй без конца щёлкать треки на магнитоле и вас это будет раздражать, то устанете намного быстрее, чем могли бы. Поэтому отправляясь в путь с малознакомыми пассажирами, мягко объясните им правила поведения в вашей машине.
И ещё пара советов. Порой, когда к цели ведёт больше одной дороги, выбор не так очевиден. Когда короткий путь имеет ужасное покрытие, он может вымотать водителя намного сильнее, нежели длинный и ровный. Объезд колдобин и переживания за колёса и подвеску могут отнять немало физических и моральных сил. Ещё одним пожирателем энергии в дальнем пути может стать сам автомобиль. Если у вас есть любимый спорткар и удобный, но скучный минивэн, последний в определённых условиях может оказаться приятнее даже для путешествия вдвоём и сэкономить силы в дальней дороге. И не забывайте о питании — чем проще и универсальнее пища, тем меньше хлопот она доставит вашему организму. Оптимальный вариант — термос с чаем и лёгкие бутерброды для перекусов, а обед в придорожном кафе. В течение всей поездки старайтесь поддерживать лёгкую сытость, которая даёт больше всего бодрости.
Что делать, если вы сильно устали за рулём?↑
Прежде всего — прекратите движение при первом же удобном случае и припаркуйтесь в безопасном месте. Если у вас есть напарник, то просто отдайте ему руль и отправляйтесь спать на заднее сиденье. Если надо продолжать ехать самостоятельно, то выйдете из машины и выполните набор простых физических упражнений: наклоны, растяжки, приседания, прыжки вращения головой и руками. После этого сделайте гимнастику для глаз — простейшая представляет собой фокусировку на различное расстояние, зажмуривание, перевод зрения вправо-влево и вверх-вниз и отдых с закрытыми глазами. Если голодны — перекусите, и можно продолжать путь.
Этот комплекс мер вернёт силы и концентрацию внимания на следующую пару часов, если до этого вы не были предельно измотаны за рулём. В противном случае сонливость становиться очень навязчивой, а грань между реальностью и засыпанием становится едва различимой. Это критически опасное состояние, поэтому единственный способ — остановиться и, приоткрыв окно для доступа свежего воздуха, поспать в машине хотя бы 20 минут. Обычно такой «микросон» даёт заряд сил для непрерывной езды в течение ещё 40 минут — 1 часа, после чего, скорее всего, придётся поспать снова. В таком случае паузы в движении получаются достаточно существенными, но безопасность стоит дороже.
Во время езды регулярно проветривайте салон, слушайте аудиокниги, разумно громкую энергичную музыку, подпевайте магнитоле и разговаривайте с попутчиками. Если таковых нет — позвоните (по громкой связи, конечно) кому-нибудь из друзей и пообщайтесь. Ещё пара способов не заснуть — это избежать монотонности движения, периодически меняя скорость, а также жевать что-нибудь из еды, например орехи.
Помогают ли напитки-энергетики и очки водителя? ↑
Многие водители пользуются в дальней дороге напитками-энергетиками, а также постоянно держат в машине очки водителя или просто солнцезащитные очки. Насколько эти предметы необходимы в дальнем путешествии?
По поводу энергетиков было проведено немало тестов, как медицинских, так и потребительских, и единого мнения на этот счёт нет. Но если вы ощущаете положительный эффект от «энерджидринков» даже при отсутствии такового в реальности, то значит они вам помогают. Эффект плацебо создаёт уверенность в собственной бодрости, что придаст сил. Главное — не рассчитывать только на «волшебные» баночки и знать меру в употреблении этого непростого продукта.
А вот от качественных солнцезащитных очков и так называемых очков водителя эффект однозначно положительный. Глаза меньше устают от солнечного света и ослепления фарами встречных автомобилей, а значит лучше передают в мозг дорожную обстановку.