Многие автолюбители не придают значения выбору шин для своей машины — ездит, и ладно. Между тем, от правильного выбора резины зависит не только ваш комфорт, но и безопасность. В этой статье — краткая справка о том, как не ошибиться с выбором зимней и летней резины для вашего автомобиля, и что значат все эти непонятные обозначения на покрышке.
Материалы по теме:
Содержание
Как читать обозначения на шинах ↑
На борту каждой покрышки можно найти множество обозначений — от почти всем понятной размерности до индекса износостойкости и зашифрованной даты выпуска резины. Вот основные обозначения, на которые необходимо обращать внимание при выборе резины для своего автомобиля:
- Размер: например, 225/45 R17 — это ширина шины в миллиметрах/профиль шины (расстояние от внешней до внутренней окружности при взгляде на шину сбоку) в процентах от ширины/диаметр колёсного диска, для которого предназначена шина в дюймах (посадочный диаметр). От размера зависит, удастся ли в принципе одеть шину на диски вашего автомобиля, а если и удастся, то поместится ли колесо в арку. Чтобы не ошибиться, приобретайте шины той размерности (или одной из них), что указана в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- 94V — индексы нагрузки (грузоподъёмности) и скорости. Например, в данном случае индекс означает, что максимальная нагрузка на одну шину составляет 670 кг (такому значению соответствует индекс 94), а максимальная скорость движения на таких покрышках — 240 км/ч (индекс V).
- Rotation — стрелкой указано направление вращения шины при её правильной установке.
- Inside/Outside — внутренняя/внешняя сторона шины, необходимо строго соблюдать при монтаже.
- 4709 — дата выпуска шины. Первые две цифры означают неделю выпуска, а вторые две цифры — год выпуска. В данном случае: 47 неделя 2009 года. Не следует приобретать шины, выпущенные более года назад.
- Treadwear — индекс износостойкости. Влияет непосредственно на то, как долго прослужит резина, чем он мягче — тем быстрее сотрутся шины. У гражданской резины обычно равен 280 и выше.
- Runflat — шины с такой маркировкой при проколе сохраняют способность к работе на колесе автомобиля при ограниченном пробеге с ограниченной скоростью (как правило, не более 80 км/ч).
- AT/MT — внедорожная резина для лёгкой/серьёзной грязи.
Общие рекомендации по установке шин на автомобиль ↑
- Не допускайте установки разных моделей и разных типов шин на разные колёса автомобиля — это влияет на безопасность и исправность узлов автомобиля.
- Наиболее критично — существенно разные типы шин (зимняя и летняя, шипованная и нешипованная) на двух колёсах одной оси. Такая эксплуатация запрещена законодательством РФ. Далее по степени критичности — существенно разные типы шин на разных осях автомобиля (например, спереди летние, сзади зимние шипованные).
- В случае если комплект шин имеет разную степень износа покрышек (обычно это случается попарно), то на ведущую ось нужно ставить более «свежую» пару.
- Большинство полноприводных автомобилей не допускает установки шин разных размерностей на разные оси — это чревато поломкой трансмиссии.
- Всегда меняйте шины в соответствии с сезоном: езда летом на шипованных шинах разрушает шины, разрушает асфальт и небезопасна из-за крайне низкого сцепления с дорогой; езда летом на нешипованных зимних шинах приводит к крайне быстрому истиранию такой зимней резины (она намного мягче летней) и небезопасна с точки зрения сцепления с дорогой, особенно при нагреве (при прохождении быстрых поворотов, сильных торможениях); езда зимой на летних шинах крайне небезопасна из-за очень низкого сцепления шин с поверхностью.
- Следите за тем, чтобы на шиномонтаже правильно установили шины: стрелочка рядом со словом Rotate должна показывать в сторону вращения колеса при езде вперёд, а на боковине должно читаться слово Outside.
- Следите за давлением в шинах: его правильно значение обычно указано на табличке в проёме водительской двери и в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Вовремя меняйте изношенные шины на новые. В соответствии с законодательством, непригодными к эксплуатации считаются летние шины легковых автомобилей с минимальной остаточной глубиной протектора в 1,6 мм и зимние шины (а также с маркировкой M+S) с остаточной глубиной протектора в 4 мм. Также запрещена эксплуатация шин при появлении на одной плоскости с поверхностью протектора индикатора износа (выступ на дне канавки) и при наличии в шине трещин и расслоений.
- Не приобретайте шины, выпущенные более года назад (для этого посмотрите на дату производства покрышки на её боковине).
- Старейтесь не использовать так называемые всесезонные шины — они не очень хороши ни зимой, ни летом.
Как выбрать летние шины↑
Для начала определитесь с размерностью. Для этого посмотрите на размер резины, установленной на автомобиль на заводе или загляните в руководство по эксплуатации. Если размерностей указано несколько, то если желаете большего комфорта, выбирайте шину с большим профилем, а для лучшей управляемости и устойчивости — с меньшим профилем. Если вы хотите установить на автомобиль более крупные колёса (например, 17 дюймов вместо 16), то для сохранения внешнего диаметра колеса придётся подобрать резину с более низким профилем. Для расчётов можно использовать многочисленные «шинные калькуляторы» в интернете.
Далее определитесь с условиями эксплуатации: если планируется частая езда по мокрым дорогам, то лучше выбрать дождевые модели, с большим количеством ламелей-канавок, которые отводят воду из пятна контакта. Если необходима обычная городская езда, то подойдёт малошумная резина с минимальным сопротивлением качению и высокой износостойкостью. Агрессивный стиль вождения потребует более жёсткой и шумной, а также менее износостойкой резины — все эти минусы оборачиваются в спортивных покрышках более точной управляемостью и лучшей цепкостью. Как правило, такие шины имеют минимум ламелей на поверхности протектора.
В соответствии с моделью автомобиля, условиями эксплуатации и стилем вождения выберите нагрузку и максимальную скорость шины и проверьте соответствие этих параметров вашим нуждам. Наконец, посмотрите на индекс износостойкости: если он меньше 280, то эта шина скорее относится к полуспортивным и спортивным, если больше, то к универсальным гражданским.
В данной статье мы не будем рекомендовать конкретные модели и производителей. Лишь несколько общих рекомендаций по тому, как ориентироваться во всём многообразии:
- Как правило, принадлежность шины к линейке именитого производителя и её средняя цена среди себе подобных гарантирует минимально необходимый уровень качества.
- Можно купить и доступные китайские шины, которые в последнее время приобретают популярность. Но останавливаться на Китае лучше тогда, когда вы точно знаете, зачем вам именно китайская шина (например, вы спортсмен-дрифтер или наверняка уверены в конкретной модели конкретного производителя).
- Старайтесь проверить при выборе крепость и жёсткость боковины — помните её руками, сравните модели нескольких производителей. Чем боковина крепче, тем меньше шанс получить на дороге «грыжу».
- У разных моделей шин может отличаться изначальная глубина протектора. При равном индексе износа дольше прослужат те, что имеют больше протектора.
- Остановившись не нескольких примерно равных между собой моделях, не стесняйтесь делать выбор по красоте рисунка протектора — в отдельных случаях он может существенно украсить автомобиль.
- Осторожно отнеситесь к приобретению шин редкой или снятой с производства модели или размерности — в дальнейшем при повреждении одной покрышки может быть непросто найти ей замену.
Как выбрать зимние шины ↑
Почти всё вышесказанное про летние шины актуально и в отношении зимних. Ниже — лишь особенности выбора шин именно для зимнего сезона.
Главный вопрос: шипованные или нешипованные? Это зависит от предпочтений водителя и условий эксплуатации. Если взять две модели шин из числа лучших на рынке, одна с шипами, а вторая без, то первая будет лучше тормозить на льду, а вторая лучше работать на асфальте и меньше шуметь. Все остальные способности шипованных и нешипованных шин одного класса примерно одинаковы.
При выборе нешиповки стоит помнить, что она бывает двух типов: напоминающая протектором летнюю резину и предназначенная для мягкой европейской зимы и полноценная замена шипованным шинам, у которой нарезаны грубые крупные «шашки» глубокого протектора.