Одни считают, что ребенок, который идет «первый раз в первый класс» должен уметь читать, писать и считать — как минимум. Другие возмущаются: зачем тогда учителя, если основам начальной школы будут обучать родители?
Материалы по теме:
Содержание
Запись в первый класс, можно сказать, уже началась. Пора готовиться к школе. Что же должен знать и уметь потенциальный первоклассник? Программ по подготовке к начальной школе множество, и цели они преследуют разные — не только обучение. Какие?
Когда начинать и где обучать?↑
Одна из теорий воспитания, родина которой — страна восходящего солнца, заключается в том, что японскому ребенку до достижения им 5 лет позволяется все, нет никаких запретов. И только потом пятилетним чадам начинают доходчиво объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. И уж, естественно, никакого обучения в раннем возрасте!
С японцами в этом вопросе солидарны многие родители во всем мире: главное в дошкольном возрасте – это правильное питание, соблюдение режима дня и прогулки на свежем воздухе. Дескать, учеба — не волк, в лес не убежит: учиться, учиться и учиться предстоит всю оставшуюся жизнь. Дескать, пусть малыш познает подлинную беззаботность хотя бы в детстве.
Однако существует другая крайность. Некоторые родители, и в столице их большинство, буквально помешались на методиках раннего развития и обучения. Видимо, сказывается общественный ажиотаж на тему: «Дети — лучший способ вложений и обеспечения себе благополучной старости». Поэтому кроху начинают пичкать знаниями буквально с пеленок! Частные клубы с названиями вроде «Вундеркинд с пеленок», «Маленький гений» или «Всезнайка» множатся в Москве как грибы после дождя. Денежки там с родителей берут немалые — например, 4 500 руб. за 8 занятий в месяц, а обучение оказывается… не то чтобы некачественным, но неадекватным такой высокой цене. Порой доходит до профанации: родителям предлагают обучать английскому языку… двухлеток! Надо ли объяснять, что иностранный язык крохе имеет смысл давать лишь тогда, когда у него сформировался языковой строй языка родного (случаи, когда ребенок растет в двуязычной семье — особые). Поскольку основная цель руководителей частных центров — заработать, они и будут предлагать обучение двухлеток не только английскому, но и… маорийскому языку, на котором говорят аборигены маори в Новой Зеландии. Был бы прок! Возможно, поэтому такие клубы открываются и… быстро закрываются, не выдерживая конкуренции с государственными детскими учреждениями. Там цена символическая, а все необходимые знания даются: буквы, цифры, чтение, геометрические фигуры, развитие речи — все, что хорошо бы знать малышу перед поступлением в первый класс. Сегодня в Домах детского творчества, социальных центрах, библиотеках и даже в некоторых музыкальных школах есть школы раннего развития. Есть развивающие центры и при общеобразовательных школах. Только они не имеют отношения к подготовке в первый класс — это коммерческие организации в стенах школы, арендующие там помещение. Пройдите по своему району, почитайте окружную газету, спросите соседей — и подходящий вариант обязательно найдется.
Методик раннего развития существует множество — Монессорри, Глена Домана, обучение чтению по методике Зайцева. Каждая из них имеет своих приверженцев и ярых противников, и только вы, зная особенности своего чада, сможете понять, какая именно ему подходит.
С какого возраста начинать обучение: с двух или с пяти лет — тоже решать родителям. Здесь каждый случай индивидуален, уникален, неповторим. Бывает, что в одной семье старший сын научился читать рано — в три года, а младшая дочь только в первом классе — и ничего, оба ребенка успешно учатся! Если чувствуете, что чтение дается дошкольнику тяжело – не настаивайте: добьетесь обратного эффекта. Всему свое время.
Годичная программа подготовки к школе существует при каждой ГБОУ СОШ — государственном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе. Туда по месту жительства надо прийти и записаться за год до того, как вы собираетесь отдавать ребенка в первый класс. Отказать в приеме на такие подготовительные курсы вам не имеют право. В случае отказа обращайтесь в окружное Управление образования или сразу в Департамент образования города Москвы: реакция будет незамедлительной.
Компьютер — враг или друг и учитель?↑
Для многих детей Интернет стал окном в мир. Пользоваться ipad’ом, мобильным телефоном, планшетом и компьютером они начинают гораздо раньше, чем учатся читать, писать и считать. Хорошо это ли плохо? Судить не нам. Таковы реалии сегодняшнего дня. И пытаться противостоять им — все равно, что ездить в карете, запряженной лошадьми, тогда как весь мир давно летает самолетами.
Чтобы заинтересовать ребенка обучением, попытайтесь преподнести ему знания через любимые «игрушки» — компьютеры, планшеты. Есть множество интернет-сайтов и CD с программами, обучающими детей счету, алфавиту и чтению в игровой, мультипликационной, увлекательной и ненавязчивой форме. Есть компьютерные игры, развивающие мышление, логику, внимание, способности к обобщению. Вам, родителям, остается только постоянно следить за тем, какой игрой сейчас увлечен ваш малыш —развивающей или банальной «стрелялкой», которая заключается в банальном кликанье мышью.
Понять, какая игра действительно полезная, а какая дурацкая в магазине заранее, увы, невозможно. Придется сначала купить и посмотреть диск, а потом уже оценить степень его полезности. Вскрытый диск в магазин не вернешь под предлогом того, что на обложке написано «обучение», а по сути внутри — безвкусица и глупость. Поэтому, на плохие обучающие диски — иными словами на ветер — были выброшены огромные деньги.
В этом смысле, конечно, Интернет выгоднее: за on-line игры не приходится платить. Только занимайтесь поиском интересной игры самостоятельно, и лишь убедившись в том, что обучающая игра полезна, приглашайте чадо к компьютеру.
И, конечно, стоит повториться в тысячный раз: пребывание ребенка за компьютером должно быть строго дозированным: не более 1 часа. Иначе неизбежны проблемы со зрением, раздражительность и усталость… Но что поделать: абсолютно исключить компьютер из столичной жизни невозможно, если только уехать жить в деревню.
Интеллект или эмоциональность: что важнее?↑
Раньше у нас в России интеллектуальный коэффициент IQ был основным критерием того — умен ребенок или глуп, будет ли он успевающим в школе и вообще преуспевающим в жизни. Теперь же с Запада к нам, наконец, дошло другое, более свежее веяние: оказывается, не стоит так уж зацикливаться на интеллекте. Современные психологи считают коэффициент эмоциональности EQ не менее, а то и более важным, нежели IQ. Ведь успешность человека зависит не только от количества усвоенных знаний и навыков, но и от умения ими распорядиться. Сначала надо что-то придумать, а потом воплотить в жизнь свои замыслы. Тут гораздо важнее творческие способности человека, способность улыбаться и плакать — словом, эмоционально реагировать на происходящее, и главное — коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающими. Все это как раз показывает коэффициент эмоциональности EQ.
Так что не впихивайте в своего ребенка знания словно в дорожный чемодан. Они, конечно, лишними не бывают! Но жизнь показывает, что эмоциональный отклик на происходящее порой не менее важен, чем выученные законы и правила.
Важный плюс — социальная адаптация↑
Возможно, на занятиях по подготовке к школе ваш отпрыск и не научится бегло читать или решать арифметические примеры, зато он приобретет более нужный в жизни навык — умение общаться, находиться в коллективе. Это куда важнее! Особенно, если ваш наследник не посещал детский сад, был только с няней или бабушкой и вообще рос этаким изнеженным «домашним растением». В таком случае в условиях «дикой природы» коллектива ему придется непросто. На занятиях по подготовке к школе малыш обретет друзей, раскрепостится и, кстати, на фоне сверстников скорее обретет интерес к знаниям. Дескать, другие отвечают на вопросы, что-то усваивают, понимают, а я что — хуже?! Да и вообще, что может быть ценнее, радостнее и интереснее общения? Положительное влияние коллектива трудно переоценить.
К атакам вирусов — будь готов!↑
Наконец, последняя из причин, по которой домашнего ребенка нужно хотя бы 2–3 раза в неделю «выводить в свет», то есть на групповые занятия с другими детьми, будь то подготовка к школе или секция по спортивной гимнастике – это адаптация к вирусам, которые несет в себе каждый маленький член коллектива. Как правило, домашний ребенок, впервые попавший в коллектив, начинает часто болеть. И пока он не переболеет всеми вирусами, имеющимися в коллективе, болезни не прекратятся — таково мнение медиков. Бывали случаи, когда ребенку приходилось даже оставаться в первом классе на второй год, потому что он неделю болел — неделю ходил в школу, и так весь год… Поэтому обязательно водите ребенка на какие-нибудь развивающие, творческие или спортивные занятия, перед началом первого в своей жизни учебного года он должен выработать крепкий иммунитет к атакующим отовсюду вирусам. Да и от занятий вреда не будет!
«Я все знаю!» Что же делать в первом классе?↑
Некоторые родители опасаются: а что если ребенок выучится еще до школы, читать, писать, считать — а что же он будет делать в классе? Не исчезнет ли у него интерес к учебе? Не скажет ли он: «Не пойду в школу, мне там неинтересно! Я все уже знаю».
Во-первых, если вы наблюдаете у наследника незаурядные способности, отдавайте его в гимназию для особо одаренных детей, в школу с углубленным изучением иностранного языка или математики – в зависимости о того, какие именно способности хотите развить. Во-вторых, нормальные здоровые дети в обычных средних школах, начав обучение с разного старта — один читает бегло, другой читает по слогам, третий совсем не умеет — достаточно быстро выравниваются. Поэтому довод вашего отпрыска: «Мне в школе скучно!» — может быть не более чем уловкой, чтобы не учиться.