Воздвигать монументы в честь правителей, полководцев и прочих именитых личностей — традиция европейская. На Руси в память о людях или событиях ставили церкви, часовни и кресты. Или писали иконы. Увековечивать россиян в камне начали лишь в XVIII веке. А до патриархальной Москвы эта традиция докатилась еще позже. Многие из старых московских памятников были уничтожены Советской властью. Некоторые — уцелели.
Материалы по теме:
Воздвигать памятники в честь правителей, полководцев и прочих именитых личностей — традиция европейская. На Руси в память о людях или событиях ставили церкви, часовни и кресты. Или писали иконы. Увековечивать россиян в камне начали лишь в XVIII веке — да и то по началу лишь в Санкт-Петербурге. А до патриархальной Москвы традиция устанавливать памятники докатилась еще позже. Многие из самых старых памятников Москвы были уничтожены Советской властью. Некоторые — уцелели.
Минин и Пожарский↑
Первый памятник Москвы воздвигли на Красной площади в честь двухсотлетия изгнания из Москвы польских интервентов. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» — гласит надпись на гранитном пьедестале памятника. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин возглавили народное ополчение, которое освободило Москву в 1612 году. Изначально памятник скульптора Ивана Мартоса планировали открыть в Москве в юбилейный год — но помешала Отечественная война. В советское время из центра Красной площади памятник передвинули к собору Василия Блаженного. Официально — потому что мешал проведению парадов. Неофициально — слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой — вручая меч князю Пожарскому.
Пушкин↑
Пожалуй, самый известный памятник Москвы — памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь столетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880, в день, когда Пушкину исполнился бы 101 год. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…» — так писали о памятнике современники скульптора. Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы Москвы — спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь. Высота памятника вместе с постаментом — около одиннадцати метров. При этом Опекушин и автор постамента, архитектор Иван Богомолов, выбрали очень удачный масштаб: с любой точки памятник смотрится пропорционально человеческой фигуре. В советское время при реконструкции центра Москвы Страстной монастырь снесли, а памятник в 1950 году перенесли на нынешнее место, прямо туда, где когда-то стояла колокольня обители.
Пирогов↑
Памятник в память о знаменитом русском враче, родоначальнике военно-полевой хирургии Николае Ивановиче Пирогове был установлен в Москве по инициативе Общества русских врачей с высочайшего дозволения императора Александра III. Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого доктора довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным. Ученый, сидящий в кресле, держит в правой руке хирургический зонд, в левой — череп, символизирующий латинское выражение Memento mori — «Помни о смерти». Впрочем, студенты медицинского факультета Московского университета, на территории которого был установлен памятник, уверяли, что на самом деле череп принадлежит не сдавшему экзамен студенту. 3 августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, автор не успел насладиться успехом своего творения — он скончался за три недели до открытия памятника.
Гоголь↑
26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптора работы Николая Андреева получилась очень живой и естественной: великий писатель сидит, сгорбившись, смотрит на этот мир и смеется сквозь слезы. Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился: памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте воздвигли бодрого соцреалистичного хлопца. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». И правда – чего объяснять-то! На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза». Когда времена в очередной раз изменились, первого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, определили на жительство неподалеку — в скверик дома номер 7 по Никитскому бульвару. Вот так и случился в Москве уникальный в своем роде градостроительный курьез — ни в одном другом городе мира нет площади, с разных сторон которой стоят два памятника одному и тому же писателю!
Иван Федоров↑
В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина и архитектора Ивана Машкова. Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знает. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист. Когда по соседству, на Лубянской площади, поставили памятник Дзержинскому, жители Москвы тут же придумали анекдот: Иван Федоров: «Вот, книгу печатаю!» Дзержинский, заглядывая ему через плечо: «А про что?». Впрочем, сейчас этот анекдот уже не актуален: в начале девяностых памятник Ивану Федорову передвинули поближе к гостинице «Метрополь», а Дзержинского и вовсе снесли.