Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда нам необходимо срочно попасть к врачу в поли клинику, но талонов нет на две недели вперед, на сайт выскакивает неутешительная табличка о предварительной записи, и мы понимаем, что бесплатное медицинское обслуживание. которое нам гарантирует наше законодательство, нам не светит, придется раскошеливаться на платного врача. Однако выход все-таки есть.

По закону

Если поликлиника отказывает вам в УЗИ, врачебном осмотре или анализах потому, что у них нет талонов, — это нарушение. Основной документ для пациента в таких случаях — территориальная программа госгарантий. Там прописано, какие виды медицинских услуг и в какие сроки вы можете получить бесплатно. Медицинское исследование, которое входит в программу, должны сделать бесплатно в указанный срок.

Территориальная программа своя в каждом регионе, но перечень бесплатных услуг и сроки их оказания не сильно различаются, поскольку территориальные программы делают на основе федеральной. Найти территориальную и федеральную программы можно на сайтах страховых медицинских компаний (СМК) или территориального фонда ОМС.

Если у поликлиники нет нужного оборудования, специалиста или талонов, она направляет вас в другую поликлинику, где могут сделать исследование в срок. Бывает, что талонов нет именно сегодня, а на днях будут, тогда вас поставят в лист ожидания и позвонят, когда талон появится.

Только в одном случае требование оплатить ультразвуковое исследование будет законным: если при ваших жалобах такое УЗИ выходит за рамки стандарта медицинской помощи. Например, стандарт предполагает только осмотр и анализы, а доктор отправляет еще и на УЗИ. Но коллеги по страховой компании говорят, что врачи государственных поликлиник редко назначают что-то сверх стандарта.

Острое состояние

При симптомах заболевания, требующих срочной помощи, действия могут быть следующими:

  • при любой повышенной температуре тела и состояниях, не требующих моментального реагирования, вызывают врача на дом. Врача вызывают утром (обычно до 12 или 14 часов) по будним дням. В выходные, праздничные дни и в вечернее время вызывают неотложку, она приезжает по тем же симптомам, что и терапевт. Например, не стоит ждать понедельника, если у ребёнка температура поднялась в пятницу в 16:00.
  • также по некоторым праздничным или выходным дням в больнице с утра работает дежурный врач.
  • если приболел ребенок, то добивайтесь приема у дежурного педиатра, любая поликлиника обязана его иметь.  

Врачи узкой специализации

Если нет талона нужного вам врача, пишите заявление в двух экземплярах на имя заведующей: "прошу организовать мне прием у врача окулиста, невролога и т.д в сроки установленные законом (14 календарных дней). Ваш экземпляр заявления нужно заверить в поликлинике у того, кто его примет: поставить входящий номер, дату и подпись того, кто принял заявление. Будьте настойчивы, все эти процедуры с заявлением в поликлинике провести обязаны. Можете сделать два экземпляра, второй отправить в местный отдел минздрава.

Страховой полис

Также вы можете задействовать свою страховую компанию.

  1. На своем медицинском полисе ОМС посмотрите, в какой страховой компании вы застрахованы. Возможно, там сразу будет указан телефон, куда обратиться с вопросами о некачественном или несвоевременном лечении.
  2. Если телефон на полисе не указан, поищите на сайте вашей страховой компании конт актный телефон медицинской организации.
  3. Позвоните по телефону контакт-центра (он круглосуточный) и изложите проблему. 
  4. Страховой представитель уточнит, действительно ли нарушаются права пациентов, свяжется с медицинской организации для решения трудностей. Если в конкретной поликлинике или больнице действительно нет возможности своевременно оказать медицинскую помощь, страховой представитель поможет организовать ее получение в другой медицинской организации, т.е. выберет оптимальный маршрут для пациента.

Страховой представитель

Задача работы страховых представителей - обеспечить возможность россиянам получить немедленную консультацию и помощь по любым вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи по ОМС. Все крупные страховые медицинские компании уже имеют круглосуточные колл-центры, до которых можно дозвониться в течение 20 секунд и получить ответ на любой вопрос.

Страховые представители подтверждают, что в большинстве случаев заявление главврачу полностью решает проблему. Исключения бывают, когда нарушения со стороны поликлиники нет.

Какие вопросы решает страховой представитель:

  • Необоснованный отказ в получении помощи по программе ОМС.
  • Нарушение сроков и доступности получения медицинской помощи
  • Если вместо бесплатной помощи медики намекают на платность услуг.
  • Разнообразные проблемы при госпитализации: положили не туда или не тогда, тянут с обследованиями, отсутствуют медикаменты и т.п.
  • У пациента возникли сомнения по поводу правильности поставленного диагноза и качества оказываемой медицинской помощи.
  • Вас проконсультируют, на какие исследования вы имеете право для профилактики заболеваний.
  • Расскажут, как пройти диспансеризацию или профилактический осмотр, поменять врача или медицинскую организацию и т. п.

Если у пациента выявлено онкологическое заболевание, список услуг страховых представителей расширяется. Кроме всего прочего, при наличии вашего согласия они могут обеспечить информационное сопровождение в процессе получения всей медпомощи:

  • контролировать своевременность направления на обследования и консультации к врачам-специалистам,
  • проверить, чтобы не были пропущены сроки госпитализации, в том числе и для оказания высокотехнологической медпомощи.

Направление на УЗИ

Если доктор считает, что вам нужно сделать УЗИ, он должен выписать направление. Настоящее направление пишут на бланке с печатью медицинского учреждения и личной печатью и подписью врача. С этим документом потом ваши требования прозвучат убедительнее. Еще с направлением вы сможете сделать УЗИ за деньги и вернуть их через суд.

Врачи знают об этом, поэтому направление дают не всегда. Это тоже нарушение: формально это значит, что врач вас осмотрел и решил, что при таких жалобах УЗИ делать не требуется. Если на самом деле ультразвуковое исследование нужно, получается, что доктор некомпетентен. Тогда у вас появляется повод проверить его квалификацию и сделать экспертизу качества медицинской помощи. Ее делают независимые врачи-эксперты за счет страховой компании.