Новости

Реставрация барельефов стадиона «Динамо» вступила в завершающую стадию

16 августа в Москве представителям СМИ показали исторические барельефы работы скульптора С.Д. Меркурова, которые более 80 лет украшали фасады Северной и Южной трибун Центрального стадиона «Динамо» и были демонтированы в связи с его реконструкцией. В течение года они находились в мастерской реставраторов и уже совсем скоро займут место в музее.


Специалисты показали журналистам барельефы, которые демонтировали перед началом реконструкции стадиона в 2012 г. С ноября 2016 года с ними работает команда реставраторов во главе с Инной Пчеловой, реставратором высшей категории по каменной и гипсовой скульптуре.


Панно попали к реставраторам в плачевном состоянии. Барельефы (их длина составляет более 34 м, высота рельефа 12 см) были раздроблены более чем на 7 тысяч фрагментов. Часть из них пришлось создавать заново, поскольку оригиналы не подлежали восстановлению. Трудность работ заключалась еще и в том, что не сохранилось документации или эскизов: специалисты проводили реставрацию интуитивно, ориентируясь лишь на отдельные сохранившиеся фотоматериалы.


Сейчас барельефы практически приняли свой первозданный вид — осталось провести тонировку поверхности и нанести защитное покрытие. После завершения работ с оригиналов сделают слепки и отольют по формам копии, которые займут своем место на фасадах стадиона в октябре 2017 года. А подлинники будут храниться в музее «Динамо», который разместится под стадионом.


Два панно из железобетона на тему спортивных состязаний появились на фасадах Северной и Южной трибун стадиона «Динамо» в 1930 г. Исследователи сходятся во мнении, что эти барельефы обладают значительной художественно-исторической ценностью, являются ярким образцом переходного искусства рубежа 1920-х и 1930-х годов и представляют собой уникальное практическое воплощение новаторских научно-философских идей теоретиков модернизма. Тематика традиционна – сюжеты спортивных и военизированных спортивных занятий. Центральный фрагмент рельефа на фасаде Северной трибуны – наиболее удачная иллюстрация ко всем вышеперечисленным тезисам теоретиков психофизики восприятия. На рельефе изображена сцена игры в мяч на стадионе. Все фигуры рельефа одинаково возвышаются над поверхностью, автору удалось достичь очень интересного эффекта: когда смотришь на рельеф, он превращается в объемную картину, фигуры кажутся более или менее удаленными, по мере продвижения и смене угла зрения, одни группы как бы всплывают, выдвигаются на первый план, другие отодвигаются.


Фигуры в такой перспективе ясно читались прохожими и не требовали последовательного осмотра. Взгляд зрителя, двигаясь непоследовательно, выделяет отдельные фигуры и «мозг, образуя субъективное пространство, производит трансформации возникшего образа, распределяет предметы по признаку «близко – далеко». Именно так художник строил перспективу, создавал композиции, исходя из представлений о «совместной работе системы «глаз + мозг».


Панно на Южной стороне стадиона менее удачно и в целом менее новаторское. Цельная картина распадется на несколько визуально не связанных сюжетов. Неудачное расположение танка на заднем плане и группа двигающихся спортсменов затрудняют восприятие. Несколько разнородных по смыслу сюжетов, разная высота фигур отвлекают внимание зрителя от «домысливания» пространственной замкнутости рельефа.


Официальное открытие возрожденного стадиона намечено на весну 2018 года.
1088

Новости по теме