Жизнь в Москве

Еще...

Бип-бип! или Как правильно привить ребенку культуру вождения

На дорогах России ежедневно гибнет более 100 человек. Пострадавших в разы больше. Кто-то становится инвалидом на всю жизнь. Причины ДТП, конечно, бывают разные – не все и не всегда зависит от водителя. Но случаев, когда какой-нибудь лихач проехал на красный свет или не пропустил пешехода, больше, чем достаточно. Поэтому очень важно прививать культуру вождения с детства.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Водитель начинается с пешехода

Для начала надо закрепить в сознании ребенка правила для пешеходов. Самый важный воспитательный момент – это собственный пример. Если вы говорите ребенку, что переходить дорогу на красный свет нельзя, а потом, спеша куда-нибудь, нарушаете правила, толку от ваших слов не будет. Поэтому постарайтесь хотя бы при ребенке следовать дорожным заповедям. При этом очень важно проговаривать свои действия. Например, подходя к регулируемому пешеходному переходу, говорите: «Стоп, посмотри на светофор. Какой свет? Красный? Стоим, ждем. А вот теперь зеленый. Посмотрели налево, машин нет, можно идти. Дошли до середины дороги. Посмотрели направо. Машин нет? Можно идти дальше». Во дворе старайтесь ходить по тротуару, проговаривая: «По дороге ездят машины, а люди ходят по тротуарам. В машине обязательно пристегивайтесь и пристегивайте детей. Останавливаясь на светофоре, объясняйте: красный свет, стоим, зеленый свет – поехали!

Познаем играя

Маленький ребенок познает мир через игры.  Старайтесь чаще совмещать приятное с полезным. Купите ребенку коврик в виде дороги, знаки можно сделать самостоятельно. Одну машинку дайте ребенку, другую возьмите сами. И постарайтесь объяснить  на практике, когда и где нужно останавливаться, куда можно ехать, а куда нельзя. Меняйте игровую ситуацию, расставляйте знаки в разных местах (но в соответствии с ПДД, конечно).  Начните игру с выезда с парковки. Например:  «Человечек сел в машину, пристегнулся – ты же знаешь, что все в машине должны пристегиваться? Завел машину, посмотрел вокруг – нет ли машин и пешеходов – и выехал с парковки».  Для детей постарше устраивайте праздники в стиле «светофор» - с подвижными играми и викторинами на тему правил дорожного движения.

Особенности развития

Имейте в виду – ваши усилия дадут плоды не сразу. Так что не стоит отправлять 5-6 летнего ребенка одного в магазин через дорогу, каким бы разумным и самостоятельным он ни казался. Ребенок в силу физиологических и психологических особенностей до 8 не в состоянии обеспечить собственную безопасность на дороге.

Запомните:

  1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
  2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора - намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Поэтому дошкольник просто не в состоянии объективно оценить дорожную обстановку. 
  3. Реакция у ребёнка гораздо медленнее, чем у взрослого.Взрослому, чтобы оценить обстановку и начать действовать, нужно не больше секунды, ребенку - 3-4 секунды. Если ребенок бежит, он чисто физически не способен сразу остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
  4. Ребёнок убеждён, что машины способны останавливаться мгновенно – ведь его игрушки так умеют! Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка только в школьном возрасте.
  5. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Ребёнок может устремиться за приятелем или за ускакавшим мячиком, забыв обо всём на свете.
  6. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Он не понимает, что из-за его поступка может кто-то пострадать – и он сам в том числе.

Юный водитель

Когда ребенок подрастет и начнет дотягиваться до педалей, его можно начинать учить водить. Некоторые родители, уступая мольбам своих отпрысков, время от времени дают им «порулить» где-нибудь на даче. Но гораздо безопаснее и эффективнее доверить обучение профессиональным инструкторам. В Москве есть специальные школы, где учат подростков уже с 9-10 лет. При этом специалисты отмечают: в процессе обучения дети осознают, что машина – это  источник повышенной опасности, а водитель отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров и пешеходов. Родители, в свою очередь, говорят, что, благодаря занятиям по вождению, их дети начинают вести себя как грамотные пешеходы.

19661

Документы

Организации

  • Департамент образования города Москвы

Горячие линии

Справочные услуги

Похожие статьи