Жизнь в Москве

Еще...

Как въехать в квартиру по реновации без потерь

Участникам программы реновации гарантируются квартиры с чистовой отделкой комфорт-класса, не требующей проведения дополнительных ремонтных работ. Но всегда ли так и происходит на практике? Как добиться соблюдения своих прав при переселении в новый дом? На что нужно обратить внимание?

ФОТО: Сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы 

Варианты на выбор

Поскольку переселение проводится по договору мены, в рамках которого условия сделки должны устраивать обе стороны, переезжающие жильцы имеют право отвергать варианты, которые их не устраивают. Но аргументированно. По закону о реновации выбор жильцов не ограничивается тремя или каким-либо еще количеством вариантов. При грамотной подаче возражений по качеству по каждому дому можно получить на выбор и 5, и 6, и 7 вариантов – пока не подойдет.

Инструкция по приемке квартиры

Когда новый дом полностью готов, департамент городского имущества присылает переселяемым жильцам письмо с предложением новой квартиры (лично в руки или по почте). Если письмо по какой-то причине не пришло, его можно получить в центре информирования по переселению вашего дома. Он начинает работать в день начала переселения. Там же выдают ордер на осмотр и ключи. 

На практике внутреннее оснащение и отделка новых квартир порой оставляют желать лучшего. Но непрофессионалу определить наличие дефектов сложно. Вариант, который потребует денег, – заказать независимую экспертизу ремонта. Можно пригласить на осмотр жилья знакомого, который разбирается в технических тонкостях ремонта и отделки.

Права 

Как обнаружить недоделки самому

Если сведущих в ремонте знакомых у вас нет, при осмотре квартиры желательно иметь при себе три вещи: блокнот для записей, телефон (чтобы вести фото- и видеофиксацию) и рулетку (чтобы проверить соответствие фактического метража указанному в документах). 

  1. При осмотре провести фото- и видефиксацию состояния увиденного. Взять диктофон, измерительные приборы (даже простую рулетку), фонарик, бумагу для записей. Пройдитесь тщательно по напольному покрытию: если покрытие под ногами «гуляет», значит, его застелили с нарушением технологии, в первый же сезон такие полы «вздуются» от проветриваний и отопления.
  2. В квартире проверить соответствие ее реального метража указанному в документах.
  3. Проверить работу инженерных систем (электрика, канализация, вентиляция), оконных блоков (плотность прижимания створок), межкомнатных дверей по уровню (закройте каждую, посмотрите, есть ли зазоры между косяком и полотном по всей линии – от низа до верха. Если да, это дефект. Со временем такая дверь перекосится еще больше и перестанет закрываться).
  4. Проверьте работу выключателей и розеток: попробуйте подключить телефон на подзарядку.
  5. Проверить состояние общемодомового имущества и здания. Каждый собственник имеет долю в праве собственности на общедомовое имущество. 
  6. Проверить состоянию несущих конструкций: фундамент, колонны, ригели, несущие балки. Есть ли трещины, подтопление. Можно пообщаться с жильцами других квартир в этом доме (если он уже отчасти заселен), поинтересоваться, сталкивались ли они с какими-то проблемами. Ведь последствия некоторых нарушений хорошо проявляются только в процессе эксплуатации жилья. Например, плохая звукоизоляция, появление плесени в ванной от перепада температур и влажности, неприятные запахи из-за некачественной системы вентиляции.
  7. Оценить работу каждого лифта.
  8. Оценить общее состояние подъезда. 
  9. Лично в ДГИ представить результаты осмотра квартиры и дома, которые оформляются в виде акта с приложением фото и описания выявленных дефектов. 
  10. При осмотре представитель города отсутствует. 
  11. Акты сдачи-приемки не составляются. От москвичей требуется поставить лишь подпись напротив «согласен» или «не согласен». Несогласие надо аргументировать (см. пункты выше).

Кому предъявлять претензии

Если вы обнаружили недоработки, в этот же день обратитесь в управляющую компанию (УК). Она обязана разобраться с проблемой в соответствующие сроки (от семи дней и более – зависит от масштаба дефектов). Владелец квартиры не должен ничего платить за устранение недоделок.

Затем инициируется осмотр жилья с участием представителя УК и генподрядчика, составляется акт, где фиксируются замечания. После устранения недостатков снова проводится осмотр в том же составе (переселенец и уполномоченные лица), оформляется акт об отсутствии замечаний. 

Подписание договора

Если после осмотра вы довольны квартирой и состоянием ремонта, подписываете акт об отсутствии замечаний с представителем управляющей компании. Следующий шаг – подписание договора мены. При сделке по такому сложному и высокоценному недвижимому имуществу от граждан требуется поставить лишь подпись напротив «согласен» или «не согласен». Необходимо не просто «поставить галочку», но оптимально представить ДГИ результаты осмотра, которые оформляются в виде акта с приложением фото и описания выявленных дефектов (и не забудьте добиться, чтобы на копии переданного акта поставили отметку). Отнести документы лучше лично, не надеясь на добросовестную работу почты. К тому же, это намного быстрее. 

Есть список документов, которые необходимы при составлении заявления на согласие:

Регистрация права собственности

Это следующий шаг, который необходимо пройти для получения равнозначного жилья по реновации. Для этого необходимо лично посетить ДГИ г. Москвы. Там вам смогут сообщить о все пакете документов, который необходимо собрать, чтобы зарегистрировать квартиру в Росреестре. После этого вам необходимо подать все документы через сервис «Мои документы». Последним этапом будет дождаться получения документов на право собственности. Вам передадут их в удобное время.

Недостатки после переселения

Если вы обнаружили недоделки уже после переселения, отчаиваться не стоит. Срок обращения в управляющую компанию с претензией по дефектам составляет два года с момента ввода жилого объекта в эксплуатацию. В претензии нужно описать найденные проблемы, приложить фото/видеоматериалы, указать свои требования (безвозмездно устранить недоделки либо компенсировать расходы на ремонт, если планируете провести его самостоятельно). Также укажите сроки: для рассмотрения непосредственно претензии и для устранения недостатков.

Предоставить претензию юрист рекомендует заказным письмом с уведомлением. Если УК проигнорирует ваш запрос, у вас будет свидетельство, что вы действительно его направляли. В этом случае или при отказе УК исправить недостатки доказательства пригодятся для суда.

Когда необходимо подавать в суд

В суд можно подать при отказе или игнорировании вашей претензии, а также в случае, если дефекты проявились спустя более двух лет после заселения. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности, в течение которого можно подать иск в суд, составляет три года с момента обнаружения вами нарушения ваших прав. В данном случае нарушением прав считается момент выявления вами недостатков.

Для суда нужно составить исковое заявление, приложить к нему документы на жилое помещение, копии ваших претензий и ответов по ним (если есть). В иске полностью пропишите обстоятельства, факт и время обнаружения вами недостатков, а также требования к ответчику – безвозмездное устранение либо компенсацию за ремонт. У вас как истца должны быть доказательства наличия недоделок – фото или видео. Если до суда вы провели за свой счет независимое обследование ремонта, оценку материального ущерба (если он имел место) и/или морального вреда (тут лучше обратиться за помощью к юристу), можете приложить к иску просьбу взыскать с ответчика соответствующие суммы.

Будьте готовы к тому, что обычной практикой является попытка другой стороны оспорить претензии истца в суде, якобы недостатки произошли не по их вине, а в силу нормального износа, недобросовестной эксплуатации жилья или даже природных факторов. Вероятно, сторона ответчика подаст ходатайство об экспертизе. Можете отнестись к этому спокойно: поскольку суд возлагает расходы по оплате экспертизы, как правило, на того, кто о ней просит, то в этом случае оценка будет проводиться не за ваш счет.

11266

Похожие статьи