Вы надумали продать или подарить свою квартиру и вдруг — о, ужас! — обнаруживаете, что документов на нее нигде нет. Что делать? Куда обращаться за дубликатом?

Без паники. Здесь главное действовать четко и последовательно. Первым делом необходимо обратиться в суд с просьбой запретить проводить любые сделки с вашей недвижимостью до тех пор, пока вы не восстановите документы. На всякий случай — вдруг ваши бумаги кто-то украл.

После этого можно приступать к процедуре восстановления документов. Сразу учтите — процесс это небыстрый, получить новое свидетельство вы сможете месяца через полтора.

Для начала вам придется вспомнить, когда вы получали оригинал свидетельства. Это принципиальный момент.

Если документ оформлен до 1 февраля 1998 года

Если ваше свидетельство оформлялось до 1 февраля 1998 года (с этой даты вступил в силу закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»), то ваш путь лежит в окружное отделение департамента жилищной политики и жилого фонда города Москвы. С собой необходимо взять паспорт.

Отделения управления департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по округам:

ЦАО: проспект Мира, д. 1/7; тел.: 8-495-607-48-46
САО: проезд Соломенной сторожки, д. 8; тел.: 8-499-760-77-95
СВАО: Руставели ул., д. 12а, стр. 1; тел.: 8-495-619-22-71
ВАО: 1-я Боевская ул., д. 2/12, стр. 2; тел.: 8-495-603-07-84

ЮВАО: Малышева ул., д. 11/2; тел.: 8-495-709-66-78
ЮАО: Болотниковская ул., д. 8, корп. 1; тел.: 8-499-619-17-66
ЮЗАО: Университетский просп., д. 6, корп. 1; тел.: 8-499-128-77-69
ЗАО: Кульнева ул., д. 5; тел.: 8-499-726-38-14

В отделении вам выдадут бланк заявления на получение дубликата свидетельства и квитанцию на оплату госпошлины (200 рублей). На оформление справки уходит до 15 рабочих дней.

В справке будут напечатаны те же сведения, что и в оригинальном свидетельстве: информация об объекте недвижимости (адрес и описание помещения), информация о собственнике (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место постоянной регистрации), вид зарегистрированного права (собственность, доля собственности) и основание права собственности (договор приватизации, купли-продажи или дарения). В нижней части этого листа должна стоять печать с надписью «права зарегистрированы».

С этой справкой необходимо обратиться в окружное отделение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве по адресу квартиры. Через месяц вам выдадут дубликат свидетельства о праве собственности. На лицевой стороне должно быть написано, что документ выдан взамен утраченного свидетельства с указанием его серии, номера и даты выдачи.

Если документ был оформлен, начиная с 1 февраля 1998 года

Тем, чьи документы были оформлены после принятия закона о регистрации прав на недвижимость, нужно обращаться в приемную Единого государственного реестра прав (ЕГРП), расположенную по адресу 2-й Автозаводский проезд, дом 5.

От перемены места получения справки процедура, впрочем, не меняется: нужно предъявить паспорт, заполнить бланк заявления на оформление выписки и заплатить госпошлину. Через 8–13 рабочих дней выписка, подтверждающая права собственности будет готова.

Эту справку также нужно будет предоставить в окружное отделение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве. Срок выдачи дубликата — тот же месяц.

Если нужно восстановить договор купли-продажи

Есть еще один вариант: правоустанавливающим документом на квартиру был заверенный у нотариуса договор купли-продажи или договор дарения. В этом случае вам необходимо обратиться в ту нотариальную контору, где был удостоверен договор. Если она уже перестала существовать, то за дубликатом вам придется идти в архив Московской городской нотариальной палаты. Процедура та же: заявление, паспорт, ожидание. Через 1–2 недели вам выдадут нотариально заверенную копию договора.

Для справки:

Дубликаты документов выдаются взамен утраченных оригиналов документов. В случае если оригинал был зарегистрирован государственным органом, дубликат также подлежит регистрации. С момента выдачи дубликата оригинал утрачивает юридическую силу, а если дубликат подлежит регистрации, то оригинал утрачивает юридическую силу с момента такой регистрации.

Дубликат выдается органом (организацией) в делах которого хранится оригинал, это может быть тот же орган (организация), который выдавал оригинал, а в случае его ликвидации (реорганизации), дубликат выдает правопреемник или архив, которые приняли на хранение документы ликвидированных (реорганизованных) органов (организаций).

Дубликаты выдаются на основании заявления об утрате оригинала при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и после оплаты государственной пошлины, тарифа за оказание услуг по выдаче.

Дубликат полностью воспроизводит текст оригинала, при этом над текстом оригинала делается пометка «ДУБЛИКАТ» (на дубликате Свидетельства о праве собственности на жилище делается пометка «Взамен утраченного»). После текста оригинала делается удостоверительная надпись, содержащая сведения об органе выдавшем дубликат, о причинах и дате выдачи, сведения о заявителе. Удостоверительная надпись может содержать и другие сведения. Подпись должностного лица, выдавшего дубликат, скрепляется оттиском печати органа (организации).

При получении дубликата следует помнить о правилах совершения нотариальных действий, в соответствии с которыми дубликат документов по сделке может быть выдан только лицу, которое участвовало в совершении сделки или его полномочному представителю. Как и другие нотариальные действия, совершаемые нотариусом, выдача дубликата регистрируются в реестре.

Если по какой-то причине документы на право собственности пришли в негодность, процедура та же, что и в случае утери документа. А вот если вы, к примеру, вышли замуж и сменили фамилию, менять документы на квартиру необязательно: достаточно предъявить вместе со старыми документами свидетельство о браке.