Московские пробки уже стали притчей во языцех. Их главная причина – несоответствие пропускной способности улично-дорожной сети реальному количеству машин. Во всех мегаполисах мира для решения этой проблемы давно используются высокие технологии: умные дорожные знаки, метеостанции, сложные математические модели, которые могут проанализировать огромное количество данных о передвижениях горожан.

Москва также решила пойти по этому пути. Комплексное решение транспортной проблемы обеспечивается в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением правительства Москвы от 02.09.2011 года.

Что входит в ИТС

Одним из этапов этого процесса стало создание Интеллектуальной транспортной системы (далее ИТС) столицы. Ее эскизно-технический проект был разработан в 2011 году, а к концу 2016 система заработала в полном объеме.

Главное предназначение ИТС – эффективное управление транспортными потоками, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращение пробок, уменьшение задержек в движении транспорта, повышение безопасности дорожного движения, информирование участников движения об оптимальных маршрутах движения и обеспечение бесперебойного движения наземного городского пассажирского транспорта.

В ИТС есть несколько составляющих: это то оборудование, которое устанавливается по городу (светофоры, камеры наблюдения, умные знаки, информационное табло и даже мобильные метеостанции), и многоуровневая система управления этими объектами.

4 основных уровня ИТС:

  1. Периферийное оборудование: светофоры, информационные табло, умные знаки, городские парковки и так далее.
  2. Особая программа,  управляющая каждой из этих подсистем.
  3. Шина, к которой подключены все особые программы. Шина, в свою очередь, подключена к следующему уровню программного обеспечения, которое получает данные с метеостанции, анализирует, отправляет данные в другую точку: изменить знак, увеличить цикл работы светофора.
  4. Общее программное обеспечение, которым управляют диспетчеры. Они получают данные о том, что что-то где-то произошло (авария, затор), и действуют по чёткой инструкции.

Светофоры

Светофоры трудно причислить к новым технологиям. Но за последнее время серьёзно изменилась система управления. Каждым светофором управляют контроллеры, в которых заложен цикл работы — сколько секунд будет гореть каждый свет. Эти контроллеры можно объединить в цепь и координировать работу светофоров в рамках целого шоссе, например создавать «зелёную волну», когда машина, которая едет с определённой скоростью, будет всё время попадать на зелёный свет.
 
Также можно настроить согласованную работу светофоров в рамках целого района. Если установить детекторы, которые будут передавать информацию о том, где машины скапливаются, с какой интенсивностью едут, то можно автоматически управлять перекрёстками.

ИТС в цифрах

Сегодня в составе столичной ИТС функционирует:

  • более 2 000 светофорных объектов;
  • более 2 000 видеокамер телеобзора;
  • более 6 000 детекторов мониторинга условий дорожного движения;
  • 700 км волоконно-оптических линий связи;
  • 80 000 зданий и сооружений;
  • более 45 000 торговых объектов;
  • более 4 500 остановок общественного транспорта;
  • около 190 000 развязок и перекрестков;
  • 1,2 миллиона поворотов;
  • более 150 табло отображения информации;
  • более 80 комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения более более 100 тысяч контролируемых парковочных мест.

Основным результатом введения ИТС можно назвать тот факт, что, несмотря на более чем 10 кратное превышение числа машин над пропускной способностью, город не только не «встал», но и потихоньку «поехал». Впервые с 1990-х годов удалось переломить тенденцию постоянного ухудшения дорожно-транспортной ситуации в Москве.

Дальнейшее развитие ИТС

Важнейшим направлением функционального развития ИТС остается информирование участников дорожного движения. От того, насколько человек будет осознанно участвовать в дорожном движении зависит обстановка на дороге: и в плане безопасности, и в плане времени поездки, и в плане экологии. И цель ИТС – именно создание условий для разумного выбора вариантов действий и принятия решений в пути. Поэтому  применение Интернет и ГЛОНАСС технологий будет расширяться, чтобы водители могли выбирать альтернативные маршруты движения.

Необходимо доводить до водителей информацию о наличии свободных мест на парковках. Также опыт других стран говорит о пользе информации о погодных условиях, о загрязнении воздуха, об изменениях в организации движения.

В идеале водителя надо начинать информировать до того, как выйдет из дома – чтобы он имел возможность выбрать общественный транспорт в качестве альтернативы автомобильной поездке.

Еще одно направление развития ИТС - усиление приоритета общественному транспорту. Это должно стать ещё одним стимулом к тому, чтобы горожане активнее им пользовались. Уже известно, как эта система будет работать для трамваев. Метров за 150 до перекрёстка в рельсы и на контактную сеть сверху устанавливаются специальные детекторы. Когда трамвай проезжает эти детекторы, для него загорается зелёный свет, как бы ни работал перекрёсток.

С автобусами несколько сложнее. Сейчас рассматривается несколько способов реализации их приоритета. Во-первых, его можно обеспечить с помощью систем GPS- ГЛОНАСС, которая позволит их отслеживать и переключать под них светофоры. Во-вторых, существует способ видеодетектирования номеров. На светофорах можно установить камеры, которые будут считывать номера машин и определять автобусы. В-третьих, есть идея ставить на автобусы feed-метки — например, пассивные: на светофоре ставится антенна, автобус проезжает — срабатывает система. Или активные метки, которая сама посылает сигнал на считыватель.