Среди метрополитенов крупнейших городов мира московское метро при наименьшей протяженности линий перевозит максимальное количество пассажиров. Развитие метро – центральная задача Программы развития транспортной системы.

Среди метрополитенов крупнейших городов мира московское метро при наименьшей протяженности линий перевозит максимальное количество пассажиров. Московский метрополитен является культурно-историческим памятником столицы и превосходит по комфорту и красоте метрополитены других городов Европы. Развитие метро – центральная задача Программы развития транспортной системы.

Московское метро сегодня – это 312,9 км путей, 188 станций, 4816 вагонов подвижного состава. Ежегодно «подземкой» пользуется 2,5 млрд пассажиров.

Планируемые станции

В 2010 году 23 % населения Москвы проживало в районах, не обслуживаемых метрополитеном, более 40 % линий работали в режиме перегрузки. За десять лет, с 2011 по 2020 год, предстоит построить 160 км новых линий и открыть еще 79 станций.

В конце 2014 года будет открыт участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская». Всего здесь планируется запустить шесть новых станций. На станции «Марьина Роща» появится возможность делать пересадку на Третий пересадочный контур, который планируется запустить в 2016 году, пересечение с Серпуховско-Тимирязевской веткой будет на станции «Петровско-Разумовская».

Жителям Бескудниковского района на севере столицы станет гораздо проще добираться  в любую точку Москвы, к тому же удастся разгрузить Серпуховско-Тимирязевскую линию метро, загруженность которой сейчас  выше нормативной.

После возведения северного участка Люблинско-Дмитровской ветки метро будет в шаговой доступности почти для полумиллиона москвичей. Это сократит дальность поездок к метро для многих жителей из Северного и Северо-Восточного округов города. Новый участок метро снизит уровень загрузки дорог и интенсивности движения автомобилей, улучшит экологическую обстановку.

За десять лет, с 2011 по 2020 год, предстоит построить 160 км новых линий и открыть еще 79 станций.

«Селигерская» станет конечной точкой нового участка Люблинско-Дмитровской линии, длина которого составит более 10 километров, на которых разместится еще 6 станций, не считая уже существующей «Марьиной рощи». Архитектура «Селигерской» напомнит внутреннее убранство католического собора: светлые мраморные колонны вдоль платформ увенчаются высокими полукруглыми окнами, создающими эффект льющегося дневного света. У «Селигерской» будет два выхода, ведущих в подземные переходы: один — на Дмитровском шоссе, его реконструируют, а второй — на Коровинском. Здесь же запланировано создание транспортно-пересадочного узла, включающего перехватывающую парковку и площадку для общественного транспорта. Открытие нового участка запланировано на декабрь 2014 года.

В 2014 году будет завершено строительство участка Сокольнической линии в Тропарёво и на территории Троицкого и Новомосковского округов Москвы.

Одним из приоритетов развития подземки в ЮЗАО Москвы является обеспечение метрополитеном жителей Бутова, Тёплого Cтана и Обручёвского района. Новый участок линии «Битцевский парк» — «Старокачаловская» — планируется открыть до конца этого года.

Уже через несколько лет вся территория Северного округа в границах МКАД будет обеспечена метрополитеном»,  с введением новых станций метро станет доступно для 330 тыс. жителей округа.

— С. Собянин

В будущем у новой станции метро «Лесопарковая» планируется построить транспортно-пересадочный узел для личного транспорта, двигающегося по МКАД. Для жителей Солнцева и Ново-Переделкина в настоящее время строится Солнцевская линия. В Центральном округе на Калининско-Солнцевской линии появятся две новые станции — «Волхонка» и «Плющиха».

Услуги метрополитена

Одновременно со строительством новых линий растет удобство пользования метрополитеном. Для этого закупаются новые вагоны, станции оборудуются автоматами для продажи проездных билетов, идет реконструкция вестибюлей с заменой старых эскалаторов, там, где возможно, трехленточные эскалаторы меняются на четырехленточные. Заменяются вентиляционные установки, на наиболее востребованных линиях устанавливается бесплатный Wi-Fi.

Ежегодно Московский метрополитен закупает 340 новых вагонов. На новый подвижной состав переведены уже четыре линии – Калининская, Филевская, Арбатско-Покровская и Кольцевая. В современных вагонах всегда чистый воздух благодаря современной системе воздухообмена, уровень шума ниже на 30% по сравнению со старыми вагонами, установлены антивандальные сиденья, есть специальные места для инвалидов, цифровые информационные табло, система против зажатия дверьми, видеонаблюдение для предотвращения нарушений и обеспечения безопасности.

35 лет назад, в феврале 1978 года, в Московском метрополитене открылось справочное бюро. Необходимость его появления была связана с проведением предстоящих в 1980 году Олимпийских игр в Москве, когда в столице ожидалось большое количество туристов. В вестибюлях станций были установлены  телефоны для связи пассажира с оператором. Большинство обращений касалось выбора оптимального маршрута движения. В 1965 году на станции «Комсомольская» появилась первая справочно-информационная колонна с вмонтированным в неё телевизором. Нажав на кнопку вызова, пассажир мог видеть оператора по монитору и общаться с ним.

Сегодня в информационный центр метрополитена (справочное бюро) ежедневно поступает до 2 тыс. звонков с колонн экстренного вызова, которыми оборудованы все 188 станций Московского метрополитена. Наиболее часто встречающиеся вопросы:

  • правила пользования метрополитеном и нормы провоза багажа, 
  • оптимальный маршрут движения с учётом пересадок, 
  • время открытия и закрытия станций, 
  • как найти забытые вещи и потерянные документы. 

В 2011 году прошел конкурс на право размещать рекламу в метро. За пять лет его победитель заплатит метрополитену 14 миллиардов рублей, это в 3,7 раз в больше, чем раньше. Вырученные деньги пошли на модернизацию станций и улучшение обслуживания пассажиров.

В 2013 году будет проложено 14 км новых линий. Московское метро станет в 1,5 раза больше и по протяженности превзойдет старейшее в мире лондонское.

Единые проездные нового образца

1 февраля 2013 года были введены единые билеты. С момента появления новой системы оплаты пассажирами было приобретено 4 тыс. пластиковых карт электронного кошелька. На данный момент электронный кошелёк можно пополнить в кассах «Мосгортранса», Московского метрополитена и в автоматах по продаже билетов на метро. В будущем количество точек пополнения электронных кошельков увеличится до 25 тыс., в том числе появится возможность пополнить кошелёк через банковские терминалы и терминалы оплаты мобильных телефонов. Срок действия многоразовых билетов был продлён с 45 до 90 дней. С 1 января билет на метро стал работать и на монорельсовой системе. 

Со 2 апреля 2013 года в Московском метрополитене был новый вид билета «90 минут», позволяющий совершить неограниченное число поездок на общественном транспорте (не более одной поездки на метро). В конце мая 2013 года Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с компанией Visa представили турникет, принимающий для оплаты проезда бесконтактные платёжные карты Visa payWave. Запуск пилотного проекта по оснащению первых станций метро новыми турникетами запланирован на осень 2013 года.

Владельцы банковских карт Visa payWave смогут проходить в метро, не тратя время на приобретение билета. Турникет оснащён единым универсальным устройством чтения карт и принимает все типы традиционных проездных билетов, включая «Тройку», Единый, «90 минут». С 1 сентября этого года будет введена система добровольной персонализации электронной карты «Тройка», что позволит в случае её утери восстановить все деньги, которые были на балансе. Также с сентября с помощью этой карты можно будет пользоваться безлимитными тарифами на проезд. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сообщил о завершении работ по размещению новой схемы метрополитена в вагонах подвижного состава. Схемы на станциях будут содержать информацию о маршрутах наземного общественного транспорта, соединяющих соседние линии метрополитена на периферии, пригородных железнодорожных направлениях и других элементах Московской транспортной системы. Особенность новой схемы метро — её универсальность.