2 декабря тремя крупными выставками в Москве откроется музей "ЗИЛАРТ".
ФОТО: Илья Иванов
2 декабря тремя крупными выставками в Москве откроется музей «ЗИЛАРТ»: «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и инсталляцией Гриши Брускина «Dies Illa». На террасе пятого этажа также представлена инсталляция Александра Бродского «Приют невинных». Художественный консультант музея — Александр Боровский. Архитекторами экспозиций выступили Юрий Аввакумов, Евгений Асс и Игорь Чиркин. Таким образом «ЗИЛАРТ» оказывается сердцем уникальной городской ткани — территории, где в названиях улиц сохраняется память о конструктивистах и художниках-авангардистах: Александре Родченко, Эле Лисицком, Константине Мельникове, Алексее Щусеве и других, а современная архитектура выстраивает диалог с предшественниками. В этом же контексте зиловский станок ERFURT соседствует с «Бабочкой Набокова» скульптора Дмитрия Каминкера, а представительский автомобиль ЗИЛ последнего президента СССР становится полноправным экспонатом наравне с «Приютом невинных» Александра Бродского. Музей «ЗИЛАРТ» с особой чуткостью фиксирует и осмысляет эту порой неочевидную связь времен, смыслов, людей и историй, собирая из них новые коллекции. Проекты открытия «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве» (0+) На втором и третьем этажах музея скульптура встречается с живописью и графикой. В одном пространстве московская и петербургская скульптура второй половины ХХ – начала XXI века соседствует с живописью и графикой неофициального и актуального искусства. Пластические поиски Михаила Аникушина, Любови Холиной, Александра Игнатьева, Михаила Ершова, Евгения Ротанова, Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Чернова, Аллы Урбан и Кирилла Александрова разворачиваются рядом с работами художников, формировавших визуальный язык своего времени: Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Михаила Рогинского, Олега Кудряшова, Анатолия Белкина, Олега Васильева, Семёна Файбисовича, Юрия Злотникова, Ильи Кабакова, Элия Белютина, Леонида Борисова. Такое сопоставление показывает, как скульптура выходит за пределы пьедестала, а живопись — за рамки плоскости, создавая единое поле оптических, пластических и смысловых напряжений. Автор экспозиции — архитектор Юрий Аввакумов. «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» (12+) На четвертом этаже музея разместилась крупнейшая в России выставка традиционного искусства Западной и Центральной Африки — собрание из более чем тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. Это первая масштабная и долгосрочная экспозиция африканского искусства в российском художественном музее. Проект рассказывает о том, как устроен мир образов, ритуалов и пластики Тропической Африки, а также о том, какое влияние он оказал на художников европейского модернизма Пабло Пикассо, Анри Матисса, Амедео Модильяни и художественные направления: кубизм, экспрессионизм и фовизм в целом. Пространство выставки создано архитектором Евгением Ассом. Коллекция формировалась почти тридцать лет художником Михаилом Звягиным, и её отличает интуитивный, «художественный» принцип отбора: выразительность важнее атрибуции, сила образа — значительнее даты создания. Экспозиция построена как система тематических групп — «островов», каждый из которых посвящён ключевым архетипам африканского искусства: предкам, детству, посвящению, плодородию, семье, власти, охоте, тайным обществам, памяти, символам статуса и животным. Для этого проекта также создана прогулка-подкаст — редкая возможность услышать автора внутри собственной инсталляции. Искусствовед Сергей Фофанов ведет разговор с художником, задавая прямые и неожиданные вопросы. В продолжение проекта в музейном магазине представлена подборка artist’s choice: книги, которые сам Гриша Брускин считает важными для понимания его практики. На террасе пятого этажа музея представлена инсталляция Александра Бродского — художника-архитектора мирового уровня, одного из основателей «бумажной архитектуры», участника Венецианской архитектурной биеннале и автора работ, вошедших в собрания Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, MoMA и Tate Modern. Вслед за спроектированным для квартала Зиларт «Дома с голубями» — здания, где на карнизе установлены крупные скульптуры голубей по эскизам Бродского, — художник создал здесь еще один «городской дом» — «Приют невинных». На первый взгляд, это покосившийся, покрытый рубероидом деревянный сарай, приросший к зданию музея и словно живущий собственной жизнью. Внутри него скрыт крошечный бар со столиками из окаменевшего рома и шумом прибоя в характерной атмосфере «бодрого уныния», присущей произведениям Бродского. Подробная информация о выставочной программе в пресс-материалах по ссылке. Просветительская программа «ЗИЛАРТ» развивает идею музея как пространства наблюдения, личного опыта и самоисследования. Форматы создаются в сотрудничестве кураторов, искусствоведов, психологов, музыкантов, архитекторов и художников — специалистов, представляющих разные области знаний и практик. Лекции-диалоги, медиаторские туры, театральные постановки, концерты и мастер-классы дают возможность по-новому взаимодействовать с искусством и углублять его восприятие. Кураторами программы выступают руководитель просветительского направления Юлия Григорьева и его программный директор Евгения Барановская. По пятницам музей приглашает на специальные события — концерты, театральные постановки, хореографические перформансы. Первое мероприятие — «Вечер. Пятница» — состоится 5 декабря. Творческое объединение Персимфанс под руководством Петра Айду вместе с художником Ярославом Шварцштейном представят графический балет «Трапеция» на музыку Сергея Прокофьева, мультимедийную интерпретацию камерной партитуры 1925 года. В декабре стартует цикл архитектурных встреч «Жизнь по плану», который откроется лекцией Юрия Григоряна, а также пройдут лекции искусствоведа Кирилла Светлякова «История искусства — история про тебя. Опыты самопознания» и встречи по психологии искусства на основе исследований нейрофизиолога Натальи Бехтеревой. Больше деталей о просветительской и семейной программах музея в пресс-материалах по ссылке. Музейный магазин «ЗИЛАРТ» На первом этаже музея работает концептуальный магазин «ЗИЛАРТ» — пространство, которое переосмысляет привычный формат музейной лавки. Ассортимент формируется по кураторскому принципу: здесь представлены лимитированные серии авторских объектов, предметы промышленного дизайна, книги и коллекционные издания, подобранные в диалоге с художниками, дизайнерами, издателями и lifestyle-брендами. Магазин задуман как гибридное пространство с собственной галереей и библиотекой, а также событийной программой: книжный клуб, встречи с художниками, мероприятия для детей и семейные форматы. С первыми событиями можно ознакомиться на сайте zilartmuseum.ru. В дизайн-направлении представлены украшения Alexander Karpinsky и бренда Recoulage, подготовивших специальные объекты, работающие с фирменным стилем музея. В магазине также работает корнер консультационного агентства Dot Comms — меняющаяся капсула предметов, созданных различными креативными командами специально для музея. В первом выпуске участвуют ívolga, INSHADE, Mikita Kunitsky, Grasser, alvaar, Recycle Object, patissoncha и HOLYNOSE. Независимый проект Le Big Mag собирает редкие и знаковые издания со всего мира и работает с прессой как с искусством. В регулярно обновляемой подборке — журналы о моде, дизайне, архитектуре, искусстве и культуре, которые сами становятся объектами коллекционирования. Концепцию и кураторскую стратегию магазина разработала компания «Культура Потребления». Интерьер — работа Юлии Хомутской, автора экспозиционных проектов Музеев Московского Кремля и архитектора российского павильона на 59-й Венецианской биеннале. Билеты
Архитектурный облик музея разработан бюро СПИЧ (архитектор Сергей Чобан). Фасад здания выполнен из меди — материала, который со временем меняет цвет и фактуру. Эта идея отражает ключевой принцип музея: как живого организма, который развивается, постоянно меняется с течением времени и вступает во взаимодействие с окружающей средой.
Название музея — «ЗИЛАРТ» — одновременно отдает дань истории места, где раньше находился знаменитый автомобильный завод и отсылает к культурному контексту современного мегаполиса. Музей в определенной степени становится архитектурным мостом между набережной Марка Шагала — с ее амфитеатром из кортеновской стали и перголой Джерри ван Эйка, повторяющей линию заводского конвейера, — и территорией, где сегодня работают ведущие российские архитекторы: Александр Бродский, Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Александр Цимайло и Николай Ляшенко, Сергей Чобан и другие.
«Удивительно, как много может поведать художник о себе и окружающем мире, оставаясь в русле беспредметности — без опоры на узнавание природных или предметных реалий. Художники, о которых идет речь, не разрывали связи с реальностью, данной в ощущениях. Их фокус — не предметность и не фигуративность как таковые. Он направлен не столько вовне — на природу, сюжет или героя, — сколько внутрь: на характер собственного видения и восприятия. В широком смысле их произведения сосредоточены на оптичности. Именно она лежит в основе поэтики большого круга авторов нескольких поколений, чьи работы вошли в наше собрание», — говорит Александр Боровский, художественный консультант музея.
Для выставки создано аудиопутешествие «Круг жизни», куратором которого выступила Татьяна Гетман, — иммерсивный маршрут, с тематической музыкой, написанной специально для проекта. Зритель движется вместе с героем-проводником, который раскрывает ритуальную природу африканского искусства, проходя 11 символических трансформаций.
Гриша Брускин «Dies Illa» (18+)
Пятый этаж занимает новая масштабная инсталляция Гриши Брускина, одного из самых значимых художников, вышедших из среды советского неофициального искусства. Его произведения находятся в крупнейших музейных собраниях мира, а проект «Dies Illa» («Тот день»), созданный специально для музея, раскрывает его метод в полном объеме. Название отсылает к строке средневекового гимна Dies Irae (День гнева) и задает эмоциональный масштаб работы: инсталляция становится размышлением о судьбе человека перед лицом истории. Она формирует особое пространство — почти театральное, где зритель становится частью действия, получая уникальный телесный и сенсорный опыт. Оставляя любую связь с внешним миром на входе, выключив телефон, зритель вступает в диалог с работой, ее пространством, темпом, тенями. Архитектором экспозиции выступил Игорь Чиркин.
«Проект „Dies Illa“ наполнен образами и метафорами, в которых тревоги и катастрофы современности предстают в обличье аллегорий и притч о судьбе смертного человека, его ошибках, упованиях и страхах, его смятении и его вере. О пребывании на пороге смерти и нового мира», — рассказывает Гриша Брускин.
«Приют невинных» Александра Бродского (18+)Просветительская программа
Семейная программа музея выстроена вокруг идеи искусства как пространства телесности, игры, звука и исследования среды. Для самых маленьких работает сенсорная «Музейная песочница», для семей с детьми 6–9 лет — арт-терапевтический курс «вМЕСТЕ» (совместно со студией «САМО»), а подростковая лаборатория «Ателье-медиа» под руководством медиа-исследовательницы Аси Тереховой исследует музей и район через подкасты, авторские малотиражные издания и аудиогиды.
Отдельный раздел составляют коллаборации с современными художниками. Первую серию создали авторы, чьи практики связаны с темами памяти и наследия — Саша Браулов, Таисия Короткова, Дмитрий Кавка и Ксюша Ласточка. Например, специально для магазина Саша Браулов создал шесть ручных вышивок — часть его серии документальных работ, где личные наблюдения, детские воспоминания и сцены повседневности превращаются в визуальные истории. Каждую работу художник сопровождает короткой фразой-акцентом, которая пересобирает сюжет и добавляет новое измерение смысла.
Билеты на выставки и события просветительской программы можно приобрести на сайте zilartmuseum.ru, а также в кассе и терминалах музея. Музей предлагает несколько категорий билетов: комплексный билет на все выставки (1200 ₽) и билет на каждую выставку (600 ₽). Билеты на события просветительской программы приобретаются отдельно.