28 апреля этого года был утвержден новый Административный регламент Федеральной миграционной службы. Этот документ напрямую касается всех, кто оформляет регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

Тему регистраций мы ранее обстоятельно исследовали в статье «Регистрация по месту жительства и по месту временного пребывания: что для этого нужно». Но время идет, вносятся поправки в старые правила, и принимаются новые регламентирующие документы. Настало время внести и нам несколько поправок в эту, без сомнения, нужную, статью.

Проживание без регистрации

Закон об обязательной регистрации действует уже 10 лет. Гражданин РФ должен регистрироваться по месту временного и/или постоянного проживания, если он переезжает на новое место жительство (в зависимости от обстоятельств — постоянно или временно).

Каждый россиянин, который уехал в другой регион, обязан встать на регистрационный учет в ближайшем отделении ФМС через 90 дней после того, как обосновался на новом месте.

28 апреля этого года был утвержден новый Административный регламент ФМС (вы можете найти его в сопутствующих статье документах). Этот документ заменяет старый, действовавший с 2007 года. Тех, кто нарушит сроки проживания без регистрации ждет штраф от полутора до двух тысяч рублей, а собственников, которые допускают такое проживание, — от двух до двух с половиной тысяч рублей.

Что же нужно для регистрации по новым правилам?

Напомним, в чем разница между местом жительства и местом пребывания. Место жительства — это место вашего постоянного обитания. Местом пребывания может быть съемная или служебная квартира, номер в гостинице или в санатории — словом, любое временное жилье.

Соответственно различаются и правила оформления документов: временная регистрация граждан по месту пребывания, в отличие от регистрации граждан по месту жительства, не требует снятия с регистрационного учета по предыдущему адресу.

— Редакция

Чем новые правила лучше старых?

Новый регламент упростил правила регистрации для тех, кто получил муниципальную квартиру или собирается жить у родственников.

Теперь граждане не обязаны предоставлять в паспортный стол документы о праве собственности на жилье. При отсутствии необходимых документов паспортист запросит в соответствующих госорганах. Правда, в этом случае срок регистрации составит… аж восемь дней! При предоставлении всего пакета документов гражданина обязаны зарегистрировать в течение трех дней.

К сожалению, новый регламент не вводит ни уведомительный порядок регистрации, ни альтернативной электронной процедуры — только электронное управление очередью и возможность подачи заявления в электронном виде.

При представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал заявитель одновременно подает копии документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента (п. 25.3. регламента).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения… или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту) сведения о данном договоре или свидетельстве.

На основании представленных сведений орган регистрационного учета запрашивает информацию о документах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в полномочном в сфере жилищных отношений органе или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания (п. 29 регламента).

— Административный регламент ФМС

Новый регламент ФМС уточняет набор документов, который россияне должны представить в паспортный стол. Подробнее о необходимых документах для оформления регистрации в Москве (постоянной прописки, временной регистрации, в т.ч. регистрации в больницах, санаториях или турбазах) читайте в материалах «Документы для регистрации по месту жительства и временного пребывания в Москве: как и куда подать» и «Документы для регистрации по месту временного пребывания в Москве».

При обоих видах регистрации, — регистрации по месту жительства и регистрации по месту временного пребывания,  совершеннолетние пользователи жилого помещения должны дать нотрильно зверенное согласие на временное или постоянное проживание гражданина.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета производится бесплатно (п. 37 регламента).

Сколько времени займет регистрация?

При предоставлении всего пакета документов гражданина обязаны зарегистрировать в течение трех дней. Если паспортисту нужно будет что-то запрашивать — в течение восьми дней.

Если гражданин предварительно записался на личный прием в паспортный стол, время ожидания в очереди не должно превысить 15 минут. Сама консультация может длиться не более получаса.

Максимальное время ожидания в очереди, при первичной подаче документов, составляет 30 минут.

Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания подписывается начальником органа регистрационного учета, а в его отсутствие лицом, исполняющим его обязанности, и скрепляется печатью, применяемой для оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Максимальный срок выполнения действия — 2 минуты.

— Административный регламент ФМС, п. 59

Отказ в регистрации

Граждане могут столкнуться с отказами: если не принесен или не заполнен какой-то документ.

Важно, чтобы подписи на заявление было полностью заполнено, нужные подписи стояли, да и присутствие собственника/ответственного квартиросъемщика (в случае с временной регистрацией) совсем не помешает.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

— Административный регламент ФМС, п. 33

Если же в регистрации отказывают без причин, гражданин может пожаловаться начальнику недобросовестного чиновника.