Под словом «спам» мы чаще всего понимаем нежелательные рассылки, приходящие к нам на электронную почту. Однако в последнее время все чаще рассылки «сыплются» не на e-mail, а на мобильный телефон. Что, по сути, гораздо неприятнее. Потому что в отличие от компьютера, телефон мы практически не выключаем, он громко сигналит нам о получении сообщений, а смс-спамеры не церемонятся и присылают свои сообщения в любое время дня и ночи. В том числе — и когда мы спим.

К тому же «на мыле» особенно навязчивых корреспондентов можно внести в «черный список», а на телефоне это сделать сложнее. Но все-таки бороться с смс-спамом можно и нужно.

Виды смс-спама

  1. Сообщения, на рассылку которых вы подписались сами. Например, в ожидании поступления нужного вам товара в интернет-магазине. Товар уже давно куплен, а рассылка все сыплется и сыплется.
  2. Регулярные сообщения рекламного характера.
  3. Спам по bluetooth. С его помощью отслеживаются перемещения владельца телефона, и смс-ки приходят при приближении к рекламируемому торговому центру.

Как отписаться от смс-спама

1. Если вы сами подписались на рассылку, то у вас должна быть возможность добровольно от нее отписаться. Любая приличная компания дает клиенту такую возможность, и действительно прекратит рассылку, если вы от нее откажетесь. Условия отказа должны уточняться компанией, как дополнительная информация в полученных вами смс-ках, или на сайте. Например: «Для отказа от подписки на нежелательную услугу, отправьте бесплатное SMS с цифрой «1» на этот номер».

Главное — никогда не шлите ответных смс-ок! Это может оказаться уловкой мошенников, и вы не досчитаетесь значительной суммы на счете!

2. Если отписаться не получается, или вы получаете рассылки, на которые не подписывались, внимательно изучите функции вашего телефона. Многие модели предлагают возможность занесения номера в «черный список». Если же раздражают информационные сообщения самого оператора, то и их можно отключить через меню телефона.

Также можно использовать услуги вашего оператора мобильной связи для занесения номера отправителя в «черный список». Как правило, это можно сделать бесплатно. У операторов есть специальные телефонные номера и электронная почта для таких претензий:

  • МТС: 911@mts.ru или переправьте полученное SMS на бесплатный номер 1911 – сервис жалоб МТС;
  • МЕГАФОН: www.stopfraud.megafon.ru/feedback/ или по номеру 0500;
  • БИЛАЙН: *110*20#ВЫЗОВ — отключение услуги «Хамелеон» (рекламных рассылок) или по телефону 0611.

Вы можете обратиться с жалобой не только к своему оператору, но и к оператору, обслуживающему телефон, с которого отправляется спам. На сайте www.mtt.ru/mtt/def по номеру телефона можно узнать название оператора телефона, с которого вам пишут.

3. Спам по bluetooth принимать в любом случае не нужно. А чтобы эти сообщения вам не мешали, проще всего включать bluetooth, только тогда, когда он вам непосредственно нужен — например, для перекачки файлов. Заодно и аккумулятор меньше разряжаться будет. Еще один вариант — отключить функцию обнаружения вашего bluetooth другими устройствами.

Кому жаловаться на спам

Если вы хотите не только избавиться от надоевшей смс-рассылки, но и наказать спамеров, можно сделать следующее:

  1. Пожаловаться на рассылку спама непосредственно оператору связи.
  2. Обратиться в Федеральную антимонопольную службу России, которая осуществляет надзор и контроль соблюдения законодательства о рекламе. Сделать это можно на сайте www.fas.gov.ru/contact-fas/feedback/ или по электронной почте delo@fas.gov.ru. Также жалобу можно доставить лично, направить почтой или по факсу.
  3. Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на сайте http://63.rsoc.ru/p7632/p8928/.

    Жалоба не должна быть анонимной. В ней придется указать ваши ФИО, адрес и номер телефона, текст сообщения и время его доставки. В ответ на вашу жалобу из каждой инстанции вам должно прийти подтверждение о принятии запроса к действию. Оно может быть в виде смс, письма или заказного письма.

    Если же вы решите подать в суд, имейте в виду: доказывать наличие вашего согласия на получение рассылок обязаны мобильные операторы или распространители спама, а не вы. Однако при подаче заявления в суд не помешает напрячься и хорошенько припомнить — не давали ли вы согласия на спам-рассылку.

    Как избежать нового спама

    1. Не вводите на подозрительных сайтах номер своего мобильного. И не пишите его в сомнительных анкетах — например, в магазине при получении скидочной карты. Если без этого карту не дадут — «ошибитесь» на пару цифр или напишите свой старый, давно заблокированный номер.
    2. Не переходите по ссылкам, которые присланы в смс-ках с неизвестного/короткого номера.
    3. Не отвечайте на смс-ки, присланные с неизвестного номера, если не уверены в их достоверности.
    4. Внимательно читайте договоры мобильных операторов, где прописаны условия отправки вам рекламных сообщений. Бездумно подписываясь под такими соглашениями, вы добровольно соглашаетесь на получение спама.