Зимнее время — серьезное испытание для автолюбителей. Гололед, плохая видимость, обледенение, износ деталей, резкие перепады температур, обработка дорожного покрытия при помощи различных реагентов и солей — как в таких сложных условиях поддержать своего "железного коня" в хорошей форме?

Чтобы автомобиль не подвел вас в самый неподходящий момент его надо специально готовить к зимней эксплуатации — следует выполнить несколько простых, но тем не менее важных процедур по подготовке.

Весь комплекс мероприятий подготовки автомобиля к зиме можно разделить на несколько этапов:

  • замена летних шин на зимние
  • проверка АКБ
  • замена моторного масла
  • проверка системы охлаждения
  • проверка тормозной системы
  • подготовка системы очистки лобового стекла
  • работы связанные с утеплением
  • защита кузова от воздействия вредных реагентов, соли и песка
  • обработка замков и резиновых уплотнителей.

Зимняя резина

Не стоит экономить на этом и ездить зимой на автомобиле «обутом» в летнюю резину. Уже начиная с +5 градусов, летняя резина отвердевает и значительно хуже сцепляется даже с сухим дорожным покрытием. Поэтому уже при +3 летняя резина теряет эластичность и не будет выполнять никакой функции. А это важная часть безопасности ваших поездок.

Советы по выбору шин

  • Глубина протектора 6–8 мм. Выбирать лучше направленный V-образный рисунок протектора. 
  • Для передвижения по снегу лучше выбирать шины с протектором до 10 мм и агрессивным рисунком.
  • Более рельефный протектор поможет выбраться из самого глубокого сугроба, а направленный повысит управляемость на извилистой дороге.
  • Чем больше в составе резины натурального или синтетического каучука и не ароматического масла, тем лучше. Масла смягчают резину.
  • Летняя резина теряет свойства при температурах ниже +5–7 °С. Самое время менять шины на зимние.
ШИПЫ

По периметру шин расположены шипы. Чем больше шипов, тем лучше.

ПЛЮСЫ:
  • Лучшее сцепление на льду и снегу на поворотах, при разгоне и торможении.
  • Тормозной путь на льду короче.
  • Хорошая проходимость на глубоком снегу.
МИНУСЫ:
  • Сильный шум от соприкосновения шипов с асфальтом.
  • Сцепление с дорогой хуже на мокром и бесснежном асфальте.
  • Шипы быстро изнашиваются и выпадают, уменьшая сцепление колёс с дорогой. Срок службы 2–3 сезона.
«ЛИПУЧКИ»

С большим количеством мелких разрезов — ламелей.

ПЛЮСЫ:
  • Почти не шумят, шум в салоне машины низкий.
  • Топливо расходуется также, как и на летних шинах.
  • Лучшее сцепление с мокрым асфальтом.
  • Служат дольше, чем шипы.
МИНУСЫ:
  • Машина управляется хуже на дороге с ледяным или снежным покровом.
  • Тормозной путь на льду и снегу больше.
  • Проходимость в глубоком снегу гораздо хуже.

Проверьте давление накачки всех шин. В зимние месяцы очень важно поддерживать правильное давление шин. на давление шин влияет окружающая температура – при каждом падении температуры на 8 градусов Цельсия давление в шинах снижается примерно на 0,1 бар. Таким образом, зимой очень важно следить за давлением шин. Спущенные шины имеют худшее сцепление с дорогой, вследствие чего повышается вероятность пробуксовки на ледяных поверхностях.

Как хранить шины

  • Храните в сухом тёмном помещении, чтобы защитить от солнца.
  • Шины лучше пометить, например, ПП — переднее правое, ЗЛ — заднее левое.
  • Не оборачивайте шины в полиэтилен и не пакуйте в мешки, иначе скопившийся за зиму конденсат испортит резину.
  • Проветривайте помещение, чтобы регулировать температуру.
  • Если негде хранить комплект шин, поищите специальные центры в вашем городе, где их сберегут до нового сезона.
  • Шины с дисками и шины без дисков нужно хранить по-разному!

Аккумуляторная батарея

Аккумулятор в зимний период подвержен сильному воздействию отрицательных температур, из-за чего он может быстро разрядится. Как же избежать утренних "прикуриваний" в мороз от чужих автомобилей? В первую очередь необходимо проверить уровень электролита. При этом сделайте забор из каждой банки. И убедитесь в том, что электролит прозрачный. Осадок может быть показателем того, что пластины в данной банке осыпаются, и в скором времени может произойти их замыкание. Если он низкий, то добавьте дистиллированную воду. Проверьте плотность электролита (рекомендуемое значение для зимнего периода эксплуатации составляет 1270-1280 кг/м3) и общее напряжение. Если напряжение отличается от необходимого, то следует подзарядить АКБ при помощи зарядного устройства.

Моторное масло

Масло при низких температурах имеет свойство загустевать. Вследствие чего при пуске холодного двигателя зимой масло слабо поступает по системе смазки, что вызывает повышенный износ трущихся деталей. Проворачивание вала двигателя в такой ситуации требует намного больше энергии, чем в летнее время, и приводит к быстрому разряду АКБ. Нормальная вязкость для зимней эксплуатации 10 W. Необходимо помнить, что категория качества моторного масла должна быть не ниже SJ — для бензиновых двигателей, CD — для дизелей. 

Что касается топлива, то помните: бак всегда должен быть полон хотя бы наполовину. В этом случае то вероятность замерзания трубопроводов подачи горючего значительно снижается.

Система охлаждения

Если в летнее время у вас возникали проблемы с подтеканием жидкости и вы добавляли воду или антифризы (тосолы) других марок или с другими показателями, то лучше такой коктейль слить и залить свежий антифриз (тосол). Так как даже самый качественный тосол, разбавленный водой, зимой представляет серьезную угрозу целостности двигателя. 

Тормозная система

Эту процедуру выполнить просто необходимо. Даже при довольно теплой зиме оледенение дороги происходит регулярно, поэтому обезопасить себя не будет лишним усилием.

Система очистки лобового стекла

Следует позаботиться о «незамерзайке» для системы омывания стекол. Иначе вы рискуете потерять хорошую видимость и обзорность уже после первой оттепели. Не лишним будет и замена щеток на новые. В случае снегопада или метели нерабочие дворники могут стать причиной проблем на дороге. При покупке обратите внимание, на какие температуры рассчитаны щетки, лучше чтобы они были зимние.

Антикоррозийная защита кузова

В периоды больших снегопадов нередко используются такие реагенты, частицы которых могут накапливаться в стыках и швах и вызывать постепенную коррозию. Антикоррозийная обработка кузова позволит сохранить авто и отсрочить расползание ржавчины по кузову. Следует также выполнить дополнительную обработку нижних элементов кузова антикоррозионными материалами и обработать поверхности: стекол, наружных зеркал, фар, а также лакокрасочное покрытие (ЛКП), используя грязеотталкивающие и противообморозительные средства.

Замки и резиновые уплотнители

При достаточно большом морозе резиновые уплотнители за счет накопившейся в них влаги могут примерзать к дверям, и при попытке их открыть можно порвать ставшую хрупкой на морозе резину. Рекомендуется периодически обрабатывать их специальными средствами или тонким слоем тосола. Также желательно "запшикать" все замочные скважины водоотталкивающими аэрозолями, чтобы удалить влагу из механизмов замков. В зимний период после каждой мойки автомобиля рекомендуют обрабатывать замки водоотталкивающими аэрозолями. Проверьте ремни и шланги. Помимо общего физического износа, ремни и шланги особенно уязвимы в холодную погоду.

Салон

Зимой риск ДТП увеличивается, поэтому проверьте огнетушитель и комплектность аптечки. Очевидный совет, которым многие пренебрегают. Чтобы лишний раз не прогревать машину, используйте специальный утеплитель: это поможет сэкономить топливо. Сменив резину, не забудьте разместить назаднем стекле знак "Шипы". Если на зиму положите резиновые коврики с высокими бортами, это позволит вам лучше защитить от грязи сиденья и дверцы внутри салона. 

Полезные мелочи

  • Одеяло или комплект тёплых вещей — согреет вас, если машина заглохла посреди дороги
  • Спиртовая смесь, зажигалка, спички — вдруг нужно развести костёр
  • Ёмкость с солью  если колеса застрянут в снегу, то насыпанная перед ними соль улучшит сцепление с поверхностью.
  • Отрез доски ≈ 50×20×5 см — подложить под домкрат, чтобы он не проваливался в снег
  • Буксировочный трос
  • Комплект проводов для внешнего запуска двигателя (для прикуривания)
  • Фонарик и туристический коврик
  • Щётка со скребком для стёкол и поверхности кузова
  • Специальная жидкость, которая поможет разморозить замок
  • Совковая лопата с коротким черенком
  • Рабочие перчатки
  • Резиновый скребок со щеткой
  • Водоотталкивающий аэрозоль (например, WD-40).

Выполнив все вышеизложенные рекомендации можно существенно облегчить жизнь себе и своему автомобилю.