Понятие «школьный обед» впервые появилось еще в царской России.

Формирование системы детского питания происходило во времена Российской империи, Временного правительства, советской власти, продолжается оно и сейчас.   

В эпоху Елизаветы Петровны учеников образовательных учреждений по утрам потчевали хлебом. Вес сухого завтрака был строго регламентирован – каждому гимназисту полагалось всего 100 грамм. Однако при наличии карманных денег можно было разнообразить трапезу булочкой с солью и колбасой. По прошествии двух веков подход к размерам и составу школьного «пайка» был существенно пересмотрен. Так, в 1920-е годы воспитанникам детских учреждений уже выдавали 300 грамм хлебобулочного изделия. В суточном рационе присутствовали крупы, мясо, рыба, картофель, а также сахар и соль. Питанием все школьники обеспечивались бесплатно. В период Второй мировой войны пищевое довольствие в детских учреждениях снова было урезано, до 50 граммов хлеба.

Серьезные изменения в этом вопросе приходятся на советское послевоенное время. В 60-70-х годах впервые задумались о меню не просто сытном, но также полезном и разнообразном. Завтраки и обеды повара стали комбинировать, опираясь на научную литературу. Ежедневно детям выдавали кисломолочные продукты, а в те сезоны, когда риски подхватить простудную инфекцию были чрезвычайно высоки, блюда в столовой витаминизировались.

Наработки советских комбинатов послужили толчком для последующих преобразований. Система детского питания в 21 веке шагнула далеко вперед. В образовательных и дошкольных учреждениях российской столицы над сбалансированностью рациона трудится целая команда из диетологов и педиатров. Пища в столовых готовится по щадящим технологиям, что позволяет максимально сохранить в ее составе полезные макро- и микроэлементы. Блюда подбираются в зависимости от возраста детей и времени суток. К примеру, калорийность завтрака в школе не превышает 25% от дневной нормы, обеда – 35%, а полдника – 10%. Московские детсадовцы питаются пять раз в день, школьники – два. Однако при желании можно дополнительно прийти на полдник.   

Усиленный контроль ведется за поставщиками продовольствия. Каждая партия продуктов проверяется лабораторно.    

Большое внимание уделяется вкусовым качествам детских обедов. Каждый день повара балуют юных москвичей разнообразными блюдами из говядины, мяса птицы и рыбы. В некоторых школах на линии раздачи можно встретить такие необычные угощения, как кесадилья, фахитос, буррито, паста «Карбонара», медальоны из индейки и другие. Полностью адаптированные для детей экзотические позиции в меню появляются в образовательных учреждениях, участвующих в программе «Мой школьный ресторан». Проект подразумевает обновление не только ассортимента буфета, но и его интерьера. Кстати, дизайн столовых выбирают ученики, а за реализацию их идей отвечают специалисты  комбинатов. «Бременские музыканты», «Алиса в стране Чудес», «Алые паруса», достопримечательности мировых столиц или абстрактные формы – более 100 тематических кафе уже действуют в московских школах.


Во всех столовых внедрена безналичная система расчета: оплатить обед можно по специальной карте или браслету «Москвенок». Деньги на счет ребенка родители переводят через личный кабинет, и там же узнают информацию о покупках. Таким образом, мамы и папы могут контролировать питание ребенка, а в случае необходимости выставлять запреты на приобретение каких-либо товаров. Кроме того, этот «аксессуар» служит пропуском в образовательное учреждение.

Елизаветинским гимназистам такое и не снилось. Во времена, когда на завтрак выдавали хлеб, мысль об электронных пропусках и школьном ресторане могла показаться, по меньшей мере, фантастикой. Впрочем, для системы детского питания был важен каждый этап ее формирования. Именно в 17 веке, когда в России открылись первые гимназии, был заложен ее фундамент. Причем совершенствование схемы питания продолжается и по сей день. Например, с этого года во всех школах страны введены бесплатные горячие завтраки для начальной школы.