Для туриста, привыкшего ориентироваться на «звездный» статус отеля, будет неожиданностью узнать, что классификация гостиниц «по звездам» является далеко не единственной. Несогласованность многочисленных стандартов может ввести в заблуждение даже самого опытного путешественника.

Гостиничный стандарт

Можно сказать даже больше: присвоение отелю определенной категории является делом исключительно добровольным  и зачастую самостоятельным (если не сказать произвольным). Гостиничный стандарт (принятый Всемирной Туристской Организацией в 1989 г.) едва ли смог унифицировать оценочные стандарты. Его критерии: что типично для двух-, трехзвездочных отелей, что в обязательном порядке должно присутствовать в гостиницах класса «люкс»,  носят исключительно рекомендательный характер.

Возможно, причина тому  отсутствие международного органа, ответственного за присвоение и снятие «звезд». Так, во Франции и Испании контроль качества и уровня обслуживания в гостиницах осуществляет государство; в Германии и Чехии этим занимаются сами гостиницы (тем не менее, строгость «немецко-чешского» подхода к делу сравнима с государственным); владельцы отелей в Италии сознательно занижают категорию, чтобы сократить налоговые выплаты.

Как следует из вышесказанного, порядок распределения гостиничных категорий нельзя назвать однозначным. В этом смысле особенно показательна ситуация в странах арабского мира: вероятно, за семизвездочными отелями в ОАЭ вскоре последуют восьми- и десятизвездочные (ведь право присвоения «звезд» принадлежит самим владельцам). Похожим образом дела обстоят в Турции и Египте.

Пять звезд: классика классификации

О недобросовестных туроператорах читайте статью «Основные виды мошенничеств в сфере турбизнеса» серии «Туристу в помощь».

Подобная система оценки гостиничного сервиса является наиболее знакомой и привычной. В ее основе лежит упоминавшийся ранее Гостиничный стандарт 1989 г. Несмотря на все разногласия, каждый уважающий себя отель старается придерживаться этих правил  ведь речь идет о его престиже!

Согласно Стандарту:

1.  Отель категории 1* предлагает постояльцам номер площадью 8-10 кв. м. с удобствами на этаже (один туалет на пять номеров, не менее двух ванных комнат на этаж). В номере  только самое необходимое: стул, шкаф, зеркало, умывальник, полотенца. Кафе, бары и рестораны внутри гостиницы отсутствуют; вход закрывают после часа ночи.

2.  Отель категории 2*. Основные отличия от предыдущей категории: санузел находится в номере, в обязательном порядке имеются бар или кафе (следовательно, есть возможность заказать питание при отеле), проход в гостиницу не ограничен по времени.

3.  Отель категории 3*. От категории «две звезды» отель отличают: наличие в номере телефона, телевизора, кондиционера, в ванной — мыла, шампуня, полотенца; смена белья два раза в неделю.

4.  Отель категории 4*. Минимальная площадь номера  13 кв. м. Смена белья и полотенец происходит ежедневно. К услугам постояльца представлены мини-бар, меню завтрака, конференц-залы, рестораны, спортивно-оздоровительные центры (все это входит в инфраструктуру гостиничного комплекса). Отель отличается удобным расположением.

5.  Отель категории 5*. Перечень услуг практически такой же, как и в случае с четырехзвездочными гостиницами, однако в случае с гостиницами класса «Люкс» речь идет о более высоком уровне комфорта. Отель напоминает настоящий город со всеми присущими ему атрибутами  фитнес-центрами, прачечными, дискотеками, ресторанами. В номере (часто оборудованных вторым санузлом) в обязательном порядке имеются халаты, тапочки, косметические наборы.

Альтернативные системы классификации

Клубные отели (Holliday Village  HV) знакомы россиянам по Турции. От обычного отеля так называемая «деревня для отдыха» отличается, в первую очередь, планировкой: она представляет собой отель с компактным центральным корпусом, домиками-бунгало для постояльцев и большой внутренней территорией, на которой расположены спортивные площадки, магазины и развлекательные центры.

При знакомстве с HV-отелями стоит помнить, что они делятся на три категории:

1) HV-2  самый низкая категория в этом ряду, уровень обслуживания в отеле сопоставим с 2–3 «европейскими» «звездами». Расположение HV-2 также несколько удаленно от моря.

2) HV-1 соответствует уровню 3–4 «звезд».

3) HV является, по сути, пятизвездочным отелем в своем классе: для него типичны большая территория, примыкающая непосредственно к пляжу, более развитая инфраструктура. Часто в туристических брошюрах HV-отель высшей категории обозначается как HV-1.

Любопытна классификация, которая используется для ранжирования гостиниц в Греции: ее основой служит латинский алфавит:

  • категория А соответствует отелю категории 3–4*;
  • категория В  отелю категории 2–3*;
  • категория С — отелю категории 1–2*;
  • De Luxe приравнивается к категории пятизвездочных гостиниц.

Типы питания и размещения

О том, как сделать отдых менее затрантым, читайте в статье «Как сократить расходы на отдыхе».

ОВ, NA (only bed)  в стоимость включена только плата за номер (за кровать), без питания. Питание за дополнительную плату, если при отеле действует ресторан.

BB (bed & breakfast)  в стоимость проживания включен завтрак.

HB (half board)  полупансион. В стоимость проживания включен завтрак и ужин.

HB+ (half board +, extended half board)  расширенный полупансион. Завтрак и ужин, а также алкогольные и безалкогольные напитки местного производства весь день.

FB (full board)  полный пансион. Завтрак, обед и ужин.

ALL, Al (all inclusive)  всё включено. Завтрак, обед и ужин. В течение дня предлагаются алкогольные и безалкогольные напитки в неограниченном количестве, а также дополнительное питание (второй завтрак, полдник, поздний ужин, легкие закуски в барах отеля и т.п.).

UAL, UAI (ultra aIl inclusive, Elegance all inc, VIP all inc, Super all inc, De luxe all inc, VC all inc, Superior all inc, MEGA all inc, Superior all inc VIP Service, Royal Class all inc, Ultra de luxe all inc  и т.д.) ультра всё включено. Питание в любое время, завтрак, поздний завтрак, обед, полдник и ужин. Большой выбор десертов, всевозможных закусок, алкогольных напитков.

Continental Breakfast континентальный завтрак  завтрак, состоящий из кофе/чая, сока, булочки, масла и джема.

English breakfast английский завтрак  полный завтрак, обычно включает сок, яичницу, тосты, масло, джем и кофе/чай.

American breakfast американский завтрак  аналогичен континентальному завтраку, включает в себя обычно ещё и яичницу с беконом.