Работники торговли, для которых конец декабря – это тот самый «месяц, который год кормит», встречают сезон распродаж во всеоружии. В ход идут всевозможные психологические ловушки, цель которых – вытряхнуть из нас как можно больше денег. О том, как сделать новогодний шопинг не разорительным, но приятным – в нашей статье.

Ровно год назад средний россиянин потратил на новогодние покупки от 3 до 8 тысяч рублей. При этом большинство респондентов, опрошенных ВЦИОМ, признались, что планировали потратить гораздо меньше. Сумма перерасхода составила около 20%! Всего же в сезон новогодних распродаж россияне тратят на 85% больше денег, чем в другие месяцы года!

Такой расточительности способствуют всевозможные уловки, которые год за годом совершенствуют маркетологи. Между тем, избежать их – очень просто. Достаточно включить внутренний калькулятор и вспомнить школьный курс математики.

Считаем правильно

Простейшие математические расчеты – лучший друг того, кто отправился на прогулку по новогодним распродажам. При виде красочного плаката «Две майки всего за 699 рублей», посмотрите стоимость отдельной вещи. Чаще всего, особой выгоды не будет. В лучшем случае, вы выиграете сотню, а то и меньше. Зато продавец скинет не слишком популярные майки и останется в плюсе.

Никогда не забывайте, что 699 и даже 698 — это не 600, а 700. Это старая уловка, но она по-прежнему работает.

Научитесь считать проценты – и тогда наверняка выяснится, что вооот на ту кофточку скидка вовсе не 28%, в всего 8%!

Проще говоря – не верьте ярким плакатам. И считайте, считайте, считайте.

8 правил выгодного шопинга

1. Никогда не ходите по магазинам голодными

Причем это касается не только продуктовых магазинов! Как показывают исследования психологов, в голодном человеке просыпается страсть к приобретательству. Все, что мы видим в магазинах, кажется одинаково хорошим и нужным, независимо от того, продукты это, одежда или даже электроника. Также пустой желудок мешает подумать рационально, хочется побыстрее купить хоть что-то и побежать в ресторанный дворик.

2. Заранее составляйте шопинг-листы

Статистика утверждает: покупатели со списком покупок на 40% реже реагируют на промо-акции и покупают то, что искали, а не то, что им навязывают. Конечно неожиданные находки иногда бывают удачными. Но если такого не случилось – отсутствие списка покупок вынудит вас нахватать всего, что подвернулось под руку.

3. Гуляйте по магазинам в плеере

Саундтреки в магазинах подобраны профессионалами – они навевают мечты о красивой жизни и создают особое бесшабашное настроение, заставляя вас почувствовать себя героиней фильма о богатой жизни которая не считает денег.

4. Не берите с собой кредитки

С наличкой расстаться сложнее, а с кредиткой новогодние траты легко выйдут из-под контроля.

5. Заранее пересмотрите свой гардероб

Еще дома без спешки и рационально и решите – чего именно вам не хватает. Иначе ситуация «Ой, а у меня же уже есть такая кофточка» может стать реальной. К тому же, зная, что лежит у вас в шкафу, вы сможете понять – подходит ли приглянувшаяся вещичка к уже имеющимся, или же «к этому носовому платочку придется покупать новый костюм»! А, как известно, если что-то покупается с намерением впоследствии докупить подходящий комплект, или же в расчете на будущее похудение, то в 90% случаев оседает в шкафу мертвым грузом.

6. Не берите с собой детей!

Пояснения тут излишни!

7. Лучшее средство от «покупки с первого взгляда»

Посмотреть во второй раз. Набрав ворох вещей, пересмотрите его еще раз. Еще раз перебрав то, что хотели купить, поддавшись настроению, цене или неясному порыву, люди, как правило, откладывают в сторону от 15 до 50% отобранных ранее вещей.

8. Читайте мелкий шрифт

Если в нагрузку к покупке вам обещают подарок, узнайте все условия его получения. Особенно внимательно изучите написанное в рекламном проспекте мелким шрифтом - там наверняка будет содержаться информация, которая сведет на нет ваш покупательский пыл. Что-то вроде «Получить подарок можно через полгода и при покупке дороже 100 тысяч рублей».

Отпетое мошенничество

Оно законно. Оно называется маркетингом. И, тем не менее, – это чистой воды мошенничество, цель которого – развод клиентов на ненужные покупки. Давайте рассмотрим основные методы.

1. Три товара по цене двух

Стоимость товаров, участвующих в акции, накануне была завышена раза в полтора. Так что магазин ничего не теряет.

2. Только сегодня скидка 20-30-40% на все товары 

Во-первых, не только сегодня. Этот плакат может висеть неделю, а то и месяц. Во-вторых, далеко не на все товары, а только на вещи с особым ценником. Он вешается на неликвид, от которого надо избавиться. Если же ценник висит на популярном товаре, то его цена накануне также была сильно завышена.

3. Зачеркиваем ценники и клеим новые

Вы берёте в руки чудесный пуловер и смотрите на цену: 2 000 рублей. Дороговато! Но тут видите, что недавно он стоит целых 10 тысяч! «Ничоси! Купить такой дорогой пуловер всего за 2 штуки!» - вопит ваше подсознание. Не спешите радоваться. Скорее всего, этот пуловер так и стоил 2 тысячи. Просто ценник переклеили.

4. Последний остался! Надо брать!

Не последний. Остальные в подсобке. Таким образом продавцы создают впечатление эксклюзивности и востребованности данной вещи.

5. Бесплатный сыр

Такая уловка довольно часто применяется в магазинах электроники или сетевых супермаркетах. Несколько товаров разных марок, но в похожей упаковке сваливается в кучу под плакат, обещающий огромную скидку. Вот только скидка распространяется лишь на один товар из этой груды. Однако заметите это вы лишь на кассе, либо не заметите вовсе - если купили большое количество товаров на кругленькую сумму. На небольших разницах в цене магазины зарабатывают миллионы.

6. Неприглядное соседство

Вот страшненькие маечки. На 1 399 рублей. А вот рядышком неплохие свитера за 1 599 рублей. «Ничосе! Такой свитер стоит почти как дурацкая майка», - подумаете вы. На самом деле, это не свитер дешевый. Это майка дорогая!

Права потребителя

Если магазин предупреждает покупателей о том, что «товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит» - это нарушение закона «О правах потребителя». Согласно ему, никакие скидки и акции не освобождают продавца от обязанности принять обратно или обменять товар в течение 2-х недель без объяснения причин, а также снизить цену на товар, если он оказался бракованным.

Так что если после шопинговой эйфории наступило внезапное отрезвление – смело сдавайте все, что куплено в течение последних двух недель. Обязаны принять!