Пожалуй, каждый из нас не раз попадал в различные затруднительные ситуации в магазине. Порой теряешься и не знаешь, как реагировать на тот или иной конфликт, грозящиq превратиться в скандал или, еще хуже, финансовую потерю. Поэтому стоит вооружиться полезной информацией и быть готовым к тем или иным подвохам при посещении супермаркета.

Итак, проведем небольшой ликбез.

Нет размена

Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104, продавец располагать разменными купюрами и монетами в достаточном размере в течение всех часов работы касса магазина.

Пожалуй, каждый потребитель сталкивался с ситуацией, когда у продавца или кондуктора не оказывалось сдачи. Обычно продавец категорически кивает головой и отправляет вас искать разменную монету. В ином случае и вовсе отказывается совершать продажу. С этого-то момента продавец начинает нарушать закон и права потребителя, а именно - п. 3  ст. 426 Гражданского кодекса. А в Письме Правительства от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги.

Если продавец отказывается, а вы настаиваете, можете попросить книгу жалоб и предложений. Как известно, этот документ должен быть расположен на видном месте в уголке покупателя.

Если вам еще и отказывают подать жалобную книгу, то вы можете вызвать милицию по телефону 02. Прибывшие сотрудники проверят документацию торговой точки и документы продавца. Результативной мерой может стать разговор с администратором магазина. Законопослушный менеджер непременно встанет на защиту потребителя и примет меры для скорейшего нахождения разменных средств. Также можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор о нарушении ваших прав как потребителя.

Тот же порядок действий необходим в случае, если у вас отказываются принять кучу мелочи в качестве оплаты товара. Ссылаетесь на федеральный закон № 173 от 10.12.2003, по которому рубль является официальной валютой Российской Федерации. Мелочь — монеты номиналом от 10 рублей и ниже — является такими же деньгами, как и бумажные купюры. И далее по сценарию.

P.S. При желании можно замучить любой магазин, но стоит ли тратить свое время и нервы - решать вам.

Поврежден товар в зале

Согласно Ст. 064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети», «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине...». Это означает, что товары должны быть устойчиво расставлены и закреплены на полках, и это работа мерчендайзера. 

По ГОСТу 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», а также СНиПу 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения...», расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 м. Причем, чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками:

  • 1,4 м — при торговой площади до 100 м2 
  • 1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м2 
  • 2 м — при торговой площади св. 150 до 400 м2 
  • 2,5 м — при торговой площади св. 400 м2.

Это означает, что если ширина прохода меньше, повышается вероятность того, что покупатель товар заденет и свалит с полки. Так что в случае попытки вашего задержания и требования оплатить ущерб смело озвучивайте статью 211 ГК РФ, согласно которой «Риск случайной  гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, то есть, не соблюдал магазин правила размещения товара – пусть сам и возмещает свой ущерб. Можете даже сами настаивать на вызове полиции, магазину это крайне невыгодно.

Что касается охранников, 203 статья Уголовного Кодекса РФ гласит, что всякие активные, тем более агрессивные действия охраны — это превышение полномочий служащего Частного Охранного Предприятия (ЧОП), которое грозит охраннику сроком лишения свободы до 8 лет. Кроме невинного словесного диалога, ни на что он не имеет права. Да и администрация магазина тоже. Однако помните, что полиция нередко стоит на стороне своих коллег, так что особо зарываться не стоит.

Магазин может лишь просить оплатить поврежденный товар, но не может заставить это сделать, даже с привлечением милиции. 

Знайте, что потребитель несет ответственность за порчу товара следующих случаях:
1. Товар находился в руках и по неосторожности был выронен (хотя и здесь есть условности), 
2. К порче товара привело "неестественное" поведение потребителя (например, бег в торговом зале, толкание спутника и т.д.)
3. Намеренные действия по порче товара (например умышленное разбитие той или иной бутылки и т.д.).

Однако все эти действия должны быть доказаны по суду. 

Вещи на хранение

Стандартная ситуация: на входе в магазин вас встречает охранник, ячейки для хранения сумок и объявления «Администрация за сданные вещи ответственности не несет». Однако согласно статье 901 ГК РФ факт размещения вами ваших личных вещей в ячейки камеры хранения магазина означает, что все риски (в том числе случайной гибели и повреждения) переходят на хранителя, т. е. на магазин, в который вы пришли за покупками.

Так что, если с вашими вещами что-то случилось в то время, пока вы ходили по торговому залу, смело вызывайте милицию, составляйте протокол  и требуйте от администрации возмещения убытков. При необходимости можно обратиться в суд. После долгих споров и разборок причиненный вам ущерб, скорее всего, будет возмещен.

Правда, возместить магазин может только то, что зафиксировали камеры видеонаблюдения или свидетели. Например, кожаный чемодан или ноутбук. А вот содержимое чемодана — нет, так как вы не сможете доказать, что там находилось. Поэтому совет — не сдавайте в камеру хранения в супермаркете ничего ценного.

Свои сумки в торговый зал проносить можно, но при условии, что там нет вещей, которые могут продаваться в этом магазине — иначе будьте готовы чеками подтверждать, что они куплены в другом месте. Если вас заподозрили в краже или вы внезапно «запищали» на кассе, то охранник имеет право вызвать милицию и задержать вас до ее приезда, но не больше, чем на час. Осматривать содержимое сумки имеет право только работник полиции. Но имейте в виду, что если все делать по правилам, волокиты будет часа на три. Так что если вам не принципиально, то лучше все же покажите сумку охраннику.

Вход в магазин с детской коляской

Очень часто можно увидеть на дверях магазинов объявления с просьбой не заходить на торговую территорию с детской коляской, якобы, чтобы не мешать остальным покупателям выбирать товары. На самом деле, таким образом магазин ограничивает права родителя. Нередко в таких случаях магазины в качестве аргументов предъявляют собственные уставы. Однако, эти уставы всего лишь внутренние документы магазинов и не могут применяться к покупателям.

Писк в магнитной рамке

Срабатывание магнитной рамки само по себе не служит доказательством того, что вы или ваш ребенок совершили что-то противоправное, и уж тем более не служит поводом для вашего задержания и обыска. Лишь только в том случае, если у администрации будут веские доказательства того, что совершена кража (съемка видеокамеры, показания свидетелей), вас могут попросить задержаться до приезда наряда милиции.

Однако бывает так, что шустрый и несмышленый малыш все-таки стащил какую-то вещицу с прилавка. Так что при выходе выясните это у вашего ребенка. Если упаковка не повреждена, спокойно верните товар администрации магазина. В ином случае, естественно, просто оплатите товар на кассе.

Неверно указана цена товара

Мы достаточно часто сталкиваемся с ситуацией, когда на ценнике товара указана одна цена, а на кассе нам пробивают совершенно другую. Вправе ли мы требовать продажи товара по цене, указанной на ценнике? Да, безусловно. Если же администрация магазина настаивает на том, что вы должны приобрести товар по цене, которая пробивается кассовым аппаратом по штрих-коду товара, вы можете отказаться от его приобретения.

Если вы не сразу обратили внимание на действия кассира и лишь впоследствии обнаружили в чеке несоответствие цены на товар, рекомендуем поступить следующим образом. Вы можете обратиться к администрации магазина с требованием о возврате покупной цены на товар. Сфотографируйте ценник хоть на камеру телефона, потом вызывайте администратора и попросите составить акт о том, что цена неправильная.

Имейте в виду, что наклейка с перечеркнутым фотоаппаратом на входе в магазин не может отменить твоих прав и свобод, данный Конституцией. По закону, вы имеете полное право фотографировать везде, кроме режимных объектов. 

Если фотоаппарата нет — делаете то же самое, но со свидетелями. Можно при этом сослаться на пункт 1 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей», в которой сказано, что «если вам не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре, вы вправе в разумный срок потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков».

Кончено, важно действовать, как говорится, не отходя от кассы, через два дня вам уже не удастся ничего доказать.

Товар просрочен

Если вы обнаружили, что вам был продан просроченный товар, а администрация магазина отказывается обменивать его или возвращать вам деньги, обращайтесь в соответствующее территориальное управление Роспотребнадзора с письменной жалобой с изложением ситуации. Если есть возможность, пусть и другие покупатели этого торгового центра подпишут вашу жалобу или направят параллельно свои. 

Возврат товара без чека

Все мы знаем, что возврат товара осуществляется в оговоренные сроки и при наличии чека покупки. Однако в иных ситуациях товар можно вернуть и без чека. Важно доказать факт приобретения товара в данном магазине. Это, конечно, сложная и длительная процедура, но если вы можете точно указать дату, небольшой диапазон времени и точный состав покупки, вам сделают копию чека, обратитесь при этом в отдел информации супермаркета. 

Использование товара в зале и оплата позже на кассе

По закону, вы не можете использовать товар, за который еще не заплатили, иначе это является кражей или порчей чужого имущества. Но если вас мучит жажда или срочно нужно запить таблетку, если ребенок устроил истерику по поводу леденца на палочке, то в принципе можно договориться с менеджером зала о досрочном использовании товара. Однако у вас есть риск, что недобросовестные работники магазина могут попытаться списать на вас еще какие-нибудь открытые на полках упаковки. 

Вскрытие упаковки товара в зале

В принципе можно, но должна быть при этом обеспечена полная сохранность товара. Если, например, упаковка просто заклеена липкой лентой, то ее можно осторожно отклеить и раскрыть упаковку с тем, чтобы только проверить в ней комплектность товара, но при этом клиент не обязан оплатить товар.

Это же касается пролистывания и чтения незапечатанных газет и журналов.

Однако дело выглядит по-другому, когда речь идет о продукте питания, например, упаковке чипсов, открытие которой делает ее непродаваемой. Поэтому после открытия упаковки с таким товаром в магазине вы обязаны его оплатить.