На дорогах России ежедневно гибнет более 100 человек. Пострадавших в разы больше. Кто-то становится инвалидом на всю жизнь. Причины ДТП, конечно, бывают разные – не все и не всегда зависит от водителя. Но случаев, когда какой-нибудь лихач проехал на красный свет или не пропустил пешехода, больше, чем достаточно. Поэтому очень важно прививать культуру вождения с детства.
Материалы по теме:
Водитель начинается с пешехода↑
Для начала надо закрепить в сознании ребенка правила для пешеходов. Самый важный воспитательный момент – это собственный пример. Если вы говорите ребенку, что переходить дорогу на красный свет нельзя, а потом, спеша куда-нибудь, нарушаете правила, толку от ваших слов не будет. Поэтому постарайтесь хотя бы при ребенке следовать дорожным заповедям. При этом очень важно проговаривать свои действия. Например, подходя к регулируемому пешеходному переходу, говорите: «Стоп, посмотри на светофор. Какой свет? Красный? Стоим, ждем. А вот теперь зеленый. Посмотрели налево, машин нет, можно идти. Дошли до середины дороги. Посмотрели направо. Машин нет? Можно идти дальше». Во дворе старайтесь ходить по тротуару, проговаривая: «По дороге ездят машины, а люди ходят по тротуарам. В машине обязательно пристегивайтесь и пристегивайте детей. Останавливаясь на светофоре, объясняйте: красный свет, стоим, зеленый свет – поехали!
Познаем играя↑
Маленький ребенок познает мир через игры. Старайтесь чаще совмещать приятное с полезным. Купите ребенку коврик в виде дороги, знаки можно сделать самостоятельно. Одну машинку дайте ребенку, другую возьмите сами. И постарайтесь объяснить на практике, когда и где нужно останавливаться, куда можно ехать, а куда нельзя. Меняйте игровую ситуацию, расставляйте знаки в разных местах (но в соответствии с ПДД, конечно). Начните игру с выезда с парковки. Например: «Человечек сел в машину, пристегнулся – ты же знаешь, что все в машине должны пристегиваться? Завел машину, посмотрел вокруг – нет ли машин и пешеходов – и выехал с парковки». Для детей постарше устраивайте праздники в стиле «светофор» - с подвижными играми и викторинами на тему правил дорожного движения.
Особенности развития↑
Имейте в виду – ваши усилия дадут плоды не сразу. Так что не стоит отправлять 5-6 летнего ребенка одного в магазин через дорогу, каким бы разумным и самостоятельным он ни казался. Ребенок в силу физиологических и психологических особенностей до 8 не в состоянии обеспечить собственную безопасность на дороге.
Запомните:
- Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
- Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора - намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Поэтому дошкольник просто не в состоянии объективно оценить дорожную обстановку.
- Реакция у ребёнка гораздо медленнее, чем у взрослого.Взрослому, чтобы оценить обстановку и начать действовать, нужно не больше секунды, ребенку - 3-4 секунды. Если ребенок бежит, он чисто физически не способен сразу остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
- Ребёнок убеждён, что машины способны останавливаться мгновенно – ведь его игрушки так умеют! Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка только в школьном возрасте.
- Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Ребёнок может устремиться за приятелем или за ускакавшим мячиком, забыв обо всём на свете.
- Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Он не понимает, что из-за его поступка может кто-то пострадать – и он сам в том числе.
Юный водитель↑
Когда ребенок подрастет и начнет дотягиваться до педалей, его можно начинать учить водить. Некоторые родители, уступая мольбам своих отпрысков, время от времени дают им «порулить» где-нибудь на даче. Но гораздо безопаснее и эффективнее доверить обучение профессиональным инструкторам. В Москве есть специальные школы, где учат подростков уже с 9-10 лет. При этом специалисты отмечают: в процессе обучения дети осознают, что машина – это источник повышенной опасности, а водитель отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров и пешеходов. Родители, в свою очередь, говорят, что, благодаря занятиям по вождению, их дети начинают вести себя как грамотные пешеходы.