Все родители школьников хотят, чтобы ребёнок хорошо учился и выполнял уроки не из-под палки. Однако чаще можно увидеть, что чадо не только не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Это расстраивает родителей, и это чувство передается школьнику. Почему ребенок не хочет делать уроки, и как родители могут помочь?
Материалы по теме:
Содержание
Лень делать «домашку»?↑
Ребенок ленится делать уроки. Именно так оправдывают родители детское нежелание зубрить, например, математику. Увы, лень не единственная причина. Гораздо чаще основная причина в другом.
Лень – удобное прикрытие. Если на ребенка повесить ярлык «лентяй», то он и будет вести себя соответственно.
Родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а не изучать предмет, но в более интересном изложении. Или ребёнок не делает какие-то конкретные уроки.
Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, заставлять, угрожать, сравнивать с кем-то из одноклассников или наказывать физически. Нужно выяснить причину отказа нежелания делать «домашку». Это может быть школьная усталость, непонимание предмета, отсутствие интереса к предмету, или что-то другое.
Страх неудачи и негативной оценки↑
Во всех нас с малолетства «сидит» страх оценки. В ком-то он менее выражен, в ком-то – больше. Для ребенка положительная оценка родителем его действий важна в крайней степени. Важно быть хорошим мальчиком или девочкой, не расстраивать маму и папу. А хорошо учиться – значит радовать родителей. Получить тройку – значит расстраивать родителей. И некоторые родители педалируют хорошие оценки, наказывая за плохие. Заставляют детей делать домашние задания. В итоге ребенок может тихо возненавидеть школу и процесс получения знаний вообще. Но от школы-то никуда не деться, и ребенок будет на протяжении лет переживать тяжелый стресс, который в будущем непонятно во что выльется.
Есть дети, которые панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Это тоже страх оценки. Страх сделать что-либо «не так» обычно сказывается на поведении. Один из признаков – ребенка можно застать подолгу в бездействии сидящим.
Придирки учителя или требования образовательного процесса? >>
Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине.
Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же чадо боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.
Родительское собрание – строим взаимоотношения с учителем >>
Признаки школьной усталости↑
- Ученик стал хуже учиться и не может исправить неуды.
- На выполнение заданий, которые раньше давались легко, стало требоваться гораздо больше времени, возросло количество ошибок.
- Ребенок стал хуже усваивать материал, стал хуже запоминать то, что нужно выучить наизусть.
- Выглядит рассеянным, не может сосредоточиться.
- Самые очевидные признаки переутомления: синяки под глазами, бледность, головные боли, потеря в весе. Это говорит о том, что ребенок начал уставать. Признаки школьного утомления:
- Ребенок вял и апатичен, потерял интерес к тому, чем раньше был увлечен.
- Отказывается от завтрака.
- Ребенок заметно похудел и побледнел.
- Стал чаще болеть (или начал жаловаться на простуды, которых нет, или имитировать заболевание).
- Быстро устает без видимых причин, таких как занятия в спортивной секции, например.
- Часто плачет, становится раздражительным либо гиперактивным и неуправляемым, на этом фоне начинает грубить и огрызаться.
- Плохо засыпает и беспокойно спит.
- Пытается спать днем.
- Ухудшился почерк.
Как видите, первые 4 признака школьного переутомления соотносятся с нежеланием делать домашние задания. Подробнее о том, как бороться с этим, читайте в статье «Школьная усталость — как распознать, и как помочь ребенку справиться?»
Ребенок плохо усваивает материал и не понимает предмет↑
Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.
Как организовать день школьника? >>
Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Найдите интересные истории, связанные с научными открытиями или историческими событиями, знаменитыми людьми. Перескажите что-то из литературы не менторским тоном, а с юмором.
Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора.
Ребенку не хватает внимания↑
Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство и внимание со стороны мамы с папой. И таким образом восполнить нехватку родительского внимания.
Дайте ребенку почувствовать вашу любовь. Проявляйте больше внимания к его достижениям и хобби. Говорите ли ему о том, что любите его, и что он молодец. Чаще обнимайте. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем.
Не забывайте всегда интересоваться, как прошел очередной школьный день чада. Это будет не только приятно ребенку, но и даст родителям, в случае чего, сигнал, что что-то идет не так. Дети, над которыми издеваются в школе, отказываются рассказывать о школьных буднях или говорят о них очень кратко. Подробнее об этом читайте в статье «Ребенок – изгой в классе. Как решить проблему?»
Ребенок не делает домашние задания: заставлять или поощрять? Советы психологов↑
Ребенок – личность, а не уменьшенная копия родителя↑
Многие родители задаются вопросом: «Как заставить ребенка делать уроки?». Во-первых, не надо заставлять. Хотя это проще, и требует меньше времени, чем замотивировать ребенка в учебе. И да, детям интереснее бегать, прыгать и играть. Но они же дети, скажете вы, но ключевое слово тут – «интереснее». Родителю же нужно чтобы ребенку стало интересно учиться. И заслуга в нахождении такого интереса лежит не только на учителях, но и на самих родителей, при чем в большей степени.
Нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства чада – результат родительской работы и заботы.
К сожалению, очень часто родители смотрят на своих детей через призму собственных интересов и способностей. Если им что-то нравится, то должно нравиться и их детям. Но ребенок, – хоть и биологическое продолжение родителей, интересы у него могут быть совершенно другие. Инстинкт познания, интерес к новому заложен у каждого человека от рождения, только проявляется он по-разному: разная сфера интересов, разные формы и способы удовлетворения этого инстинкта. Родители должны это учитывать.
Важно! Если родители начинают давить, то ребенок либо смиряется и делает то, что хотят родители, без всякого интереса, либо протестует и отказывается даже от того, чего сам хотел.
Найти правильный стимул↑
Делать уроки – это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Для того чтобы ребенок хорошо учился, нужен стимул. Поощрение. И для каждого конкретного ребенка это поощрение – свое.
Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении или формируя ребенка под шаблон «каким идеальный ребенок должен быть». Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.
Это совет, за одно, и ответ на вопрос: «Как научить ребенка учиться?».
При этом стоит помнить, что ребенок копирует поведение родителей. Подавайте пример. Если вы склонны откладывать дела до последнего, постарайтесь избавиться от этой привычки.