Жизнь в Москве

Еще...

Детские кризисы — откуда берутся и как с ними бороться

Резкая перемена в поведении ребенка может напугать даже самого опытного родителя. Зачастую она свидетельствует о наступлении кризиса — необходимого и биологически закономерного этапа в развитии молодого организма.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Кризис 1-го года жизни

Первый кризис психоэмоционального развития ребенка сопровождается:

Как правило, кризис первого года жизни преодолевается девочками в возрасте 1,5 лет, мальчиками — в возрасте 2 лет.

Кризис первого года жизни ребенка с полным правом можно назвать кризисом мировоззрения: именно в этот период нарушается тесная психофизическая связь между ребенком и взрослым. Подросший и окрепший, ребенок начинает осваивать мир новыми методами — ему становятся доступны осязание, передвижение, вербальное выражение эмоций (только представьте себе: за первые полтора–два года жизни малыш должен усвоить столько знаний о мире, сколько взрослый человек получает за 60 лет). Потребность в «посредничестве» родителя между агрессивной внешней средой и ребенком уменьшается; взрослый отходит в сторону, из охраняющего становится опекающим.

Детские бытовые травмы ― как уберечь чадо от опасности? >>

Если принять во внимание двойственность этой ситуации (с одной стороны, накопление знаний об окружающем мире, с другой — отсутствие «твердой почвы» под ногами при общении с родителем), становится понятной причина детских капризов и переменчивых настроений: то малыш возмущается против чрезмерной опеки старших, то не отпускает маму от себя ни на шаг. Представьте себе, насколько сложно разобраться в происходящем годовалому существу, если объяснение этим изменениям и странному поведению ребенка может дать далеко не каждый взрослый!

Помочь ребенку можно и нужно. Стратегия родительского поведения должна строиться на основании четких и вразумительных правил поведения, способных облегчить ориентацию малыша в новом для него мире (не путать с запретами!). Чем чаще проговариваются правила («Перед тем как начать играть, ты должен доесть обед. Мы с тобой так договаривались»), тем лучше. Однако всегда стоит помнить о принципе «золотой середины»: излишние сухость и занудство не принесут пользы, а, наоборот, настроят ребенка против взрослого. Избежать этого можно, если подключить фантазию и постараться наполнить каждодневный ритуал общения с чадом игровыми моментами.

«Хочу, и все!» или Как объяснить ребенку отказ от покупки новой игрушки >>

Кризис 3-го года жизни

Процесс интеллектуального и эмоционального познания мира продолжается, однако, в отличие от описанного выше этапа, он носит более сдержанный и рефлексивный характер: внимание ребенка сосредоточено, в первую очередь, на себе самом. Кризис третьего года жизни — это кризис отношения ребенка к себе и к окружающим, кризис самоопределения. Именно в этот момент жизни у детей формируется «система Я», осознание себя как самоценной единицы и, как следствие, неуемное стремление к самостоятельности.

Для этого периода характерна следующая симптоматика:

На этот раз конфликты между сторонами возникают по вполне очевидной причине: в противоречие вступают стремление ребенка к самостоятельности и «сдерживающая» политика родителей, и, тем более, нянечек в детском саду.

Налицо сходство кризиса с подростковым периодом. Как и в случае с тинейджерами, родители трехлетних малышей должны запастись терпением и выдержкой. Наиболее правильной будет доброжелательная и либеральная позиция: взрослые предоставляют младшим максимальную степень разумной свободы. Только так можно сохранить доверительные и близкие отношения с ребенком  то, что примерно через десять лет поможет родителям и детям легче преодолеть рубеж переходного возраста.

Отпускаем ребенка на прогулку: что нужно знать родителям и детям >>

Кризис семи лет

Отнюдь не случайно то, что следующий кризис приходится на начало обучения в школе: смена игры на каждодневную «работу», утрата пристального внимания к себе со стороны взрослых (особенно остро ребенок ощущает это при взаимодействии с учителем), дух соперничества и конкуренции постепенно отдаляют ребенка от прежней формы взаимодействия с миром. Одним из главных стремлений его становится уничтожить остатки старого «детского» образа (отсюда — потеря непосредственности, напускное важничанье, скрытность), обрести реальные, не иллюзорные основания для любви и внимания со стороны окружающих (то время, когда ребенка любили просто за то, что он есть, для него самого осталось в далеком прошлом). Душевно-эмоциональная жизнь ребенка существенно усложняется.

Отношения родителей с детьми после развода >>

Подобно кризису первого года жизни, кризис семи лет носит характер мировоззренческий (как бы ни удивительно это звучало по отношению к маленькому ребенку). В детском сознании существуют две категории — идеальное и реальное «Я», — несоответствие между которыми формирует чувство неполноценности, уязвленного самолюбия или, наоборот, убежденность в собственной значимости и т.д. Преодоление «семилетнего кризиса», в первую очередь, связано с уничтожением эгоцентрических установок в сознании ребенка.

Трудный подросток – способы общения >>

В этот период времени для него особенно важна поддержка близких. Родители в силах дать справедливую, но мягкую оценку действиям своего чада. Подчеркивая положительные стороны его поведения, взрослый сумеет поддержать в ребенке уверенность в своих силах. В любом случае, следует избегать сравнения ребенка с другими детьми, напротив, подчеркивая его индивидуальные, неповторимые свойства. И, конечно же, проявлять заботу и терпение — хотя они одинаково необходимы и взрослому, и ребенку, вне зависимости от кризисов и капризов.

12653

Документы

Организации

  • Московская служба психологической помощи населению
  • Департамент образования города Москвы

Горячие линии

Справочные услуги

Похожие статьи