2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме. В этот день по всему миру прошла акция в поддержку людей с аутизмом «Зажги синим», а в Москве в синий цвет окрасились 12 фасадов домов на Тверской улице и Новом Арбате.
Материалы по теме:
Содержание
История вопроса↑
Европейскому фольклору известны сказки о детях, которых в людские дома подкидывали лесные эльфы. Такие дети внешне ничем не отличались от обычных, только вот общаться они не хотели и практически не реагировали на своих новых родителей. В преданиях сохранились даже рекомендации для тех, кто хочет вывести их на чистую воду: нужно сделать что-нибудь откровенно странное – только тогда подкидыш начнёт реагировать. Современные эксперты связывают эти предания с попытками объяснить явление аутизма.
В серьёзной научной литературе упоминания о симптомах аутизма впервые появляются в XIX веке. Изначально симптомы относили к шизофрении или общей умственной отсталости. Впервые же сам термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. Настоящий прорыв в диагностике аутизма связывают с именами Лео Каннера и Г.Аспергера: они первыми полно описали критерии диагностики аутизма.
Значительный вклад в развитие диагностики аутизма внесли родители детей с аутизмом. Психотерапевт и отец ребёнка с аутизмом Бернард Римланд считается создателем современной теории аутизма. Книга «Детский аутизм: синдром и его значение для нейронной теории поведения», изданная Римландом в 1964 году, перевернула взгляды многих специалистов на эту проблему. Он доказал, что причины возникновения аутизма кроются в нарушениях биохимических процессов в головном мозге, вызванных либо генетическими дефектами, либо неблагоприятным воздействием внешней среды.
Чем характеризуется аутизм↑
Термином «аутизм» обозначают разные расстройства аутистического спектра. Тем не менее, все они имеют некоторые общие характеристики, позволяющие обнаружить проблему в раннем возрасте (Согласно шкале RepetitiveBehaviorScale-Revised (RBS-R):
Стереотипия — повторяющиеся бесцельные движения: взмахи руками, мотание головой.
Компульсивное поведение — навязчивое стремление навести порядок в окружающей обстановке: расставление игрушек по росту и другие «странные» игры.
Потребность в однообразии – отказ от изменений, панические состояния при перестановке в квартире.
Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например соблюдение неизменной диеты или определённый порядок надевания одежды.
Узкосфокусированность – интерес ребёнка или его активность направлены на единственную телепрограмму или игрушку.
Аутоагрессия– некоторые дети с аутизмом могут намеренно наносить себе травмы, например, кусать себя.
Вредные мифы об аутизме↑
«Эпидемия» аутизма ↑
Говорить о том, что за последние несколько лет количество детей с аутизмом увеличилось, неправильно. Действительно, количество детей, которым был диагностирован аутизм, увеличивается с каждым десятилетием. Но связано это, прежде всего, с улучшением качества диагностики. (Рой Ричард Гринкер, "Не странный разум: новый взгляд на мир аутизма").
Аутизм и вакцинация↑
Миф о том, что аутизм у детей связан с определёнными видами вакцин, возник из одной-единственной публикации в американском научном журнале. Автора исследования – Эндрю Уэкфилда– обвинили в подтасовке фактов, а саму публикацию из журнала отозвали. Показательно, что обманщиком Уэкфилда назвали не только учёные, но и родители детей, которые участвовали в исследовании.
Аутизм и отношение ребёнка с родителям↑
В начале XX века на волне популярности идей фрейдизма некоторые психотерапевты выдвигали идею, что аутизм вызывается холодным или брезгливым отношением матери к ребёнку. Однако уже к 60 гг. эта теория была полностью опровергнута Бернардом Римландом. На сегодняшний день известно, что нарушение имеет физиологическую причину.
Аутизми высокие интеллектуальные способности↑
Благодарю голливудскому фильму «Человек дождя» многие уверены, что аутисты – превосходные математики или обладают феноменальной памятью. Лидия Браун, активистка и студентка с аутизмом, относит это мнение к стереотипам: «Лишь меньшинство аутистов обладают необычными способностями. У многих аутистов высокий или средний уровень интеллекта, у некоторых есть интеллектуальная инвалидность или трудности в обучении. У некоторых аутистов есть дискалькулия или похожие расстройства, так что у них, наоборот, есть огромные проблемы с математикой. Спросить аутиста, любит ли он математику, компьютеры или числа, это все равно, что спросить незнакомого афроамериканца, любит ли он рэп».
Дети с аутизмом и обучение в коррекционных школах↑
Мама ребёнка с аутизмом, москвичка Юлия Родионова, считает, что «самый простой, эффективный и безболезненный способ включить наших детей в социум – это инклюзивная среда». С ней соглашаются эксперты и другие родители: «У нас не коррекционный мир», – говорит другая активистка родительского сообщества, руководительница центра помощи для детей с аутизмом Анна Соловьёва.
На данный момент обе родительницы активно сотрудничают с образовательным проектом «Инклюзивная молекула». В его рамках в обычных московских школах создаются специальные ресурсные классы, которые принимают детей с аутизмом и помогают им подготовиться к более полной инклюзии – переходу в класс, где основу составляют нормотипические дети.
Какие проблемы стоят перед обществом в этой сфере↑
Перед обществом по-прежнему стоит проблема принятия людей с ограниченными возможностями. Особенно заметно это в России – стране, где долгое время люди с инвалидностью или особенностями развития были просто «выключены» из социума и проводили всю жизнь в четырёх стенах. В очередной раз с этой проблемой мы столкнулись во время скандала, разразившегося в прошлом году в Нижнем Новгороде: сестру известной топ-модели Натальи Водяновой – девушку с ДЦП и аутизмом – выгнал из ресторана охранник. «Вылечитесь, тогда и приходите в общественные места», – с такими словами он выпроваживал девушку и её маму.
Родители детей с аутизмом говорят, что часто бывает сложно объяснить странное поведение их детей окружающим, которые об аутизме почти ничего не слышали: «Люди «не считывают» расстройство. Мы постоянно выслушиваем, какие мы плохие родители. Несмотря на то, что мы очень много сил вкладываем в своих детей», – делится Анна Соловьёва. Но ни она, ни другие родители не теряют надежды на изменение в обществе: «То поколение детей, которые включены в инклюзию, должно изменить нашу страну и отношение к инвалидам. Гармония – она в разнообразии, а не в стандарте».