Мнения о школе разнятся как у школьников, так и у тех, кто давно ее закончил. Почему? Причины могут отличаться, но важнейшая составляющая «общественного мнения» – классный руководитель. Качество образования и атмосфера в классе во многом зависят от него. Если классрук безучастен, то ребята не станут коллективом. Что происходит, когда классное руководство – не просто работа?
Специалисты университета Калифорнии проверили, как зависит успеваемость студентов от подходов педагогов. Хорошие показатели были у тех, чьи наставники любят свой предмет, разговаривают на свободные темы и шутят, обмениваются опытом и признают свои ошибки. Если же педагоги относились к преподаванию просто как к работе, студенты отдалялись от них, а учителей считали замкнутыми, невнимательными и лишенными страсти. Если результат в большой степени зависит от работы учителей-предметников, то что говорить о вкладе классруков.
Чтобы стать классным руководителем в Москве, многого не надо: подписал трудовой договор – держи и ребят. Но все ли педагоги работают вдохновенно и мотивируют школьников на успехи?
В марте этого года появилась Ассоциация классных руководителей: для обмена опытом, решения задач и общения. В рамках сообщества запустили курсы повышения квалификации «Московский классный руководитель». За три недели московские педагоги прошли заочные занятия: видеолекции, презентации и тренинги. Сертификаты о прохождении программы получили 104 слушателя из 11 школ.
Чему там могут научить? Как организовывать собрания, общаться с детьми, вызывать родителей в школу? Да, да и еще раз да. Простые на первый взгляд вопросы становятся вызовом. Два столичных классных руководителя рассказали, как они справляются с ежедневными задачами.
Наталия Викторовна Шишликова,
учитель химии, классный руководитель в школе №1194
- Что для вас классное руководство?
- Это всегда интересно, нет предела совершенству. Как в книге Льюиса Кэрролла сказала Шахматная королева: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте». У нас так же: чтобы быть примером, быть интересным, всегда бежишь вперед. Для олимпиадников ищешь свежие задачки, для каждого класса – свой, особенный подход и многое другое.
- Как вы считаете, что в вас ценят дети?
- Дети ценят, что я неравнодушна к ним. Иногда приходят ребята, у которых ничего не получается, но горящие глаза побеждают все. Используешь разные методы, приемы, ищешь новое, чтобы зажечь детей. Я удивляю их неожиданными знаниями, которые вроде бы не относятся к моему предмету. Например, химия в художественной литературе, развитие средневекового искусства с точки зрения химии, химия в рекламе. Ведь, на самом деле, все науки взаимосвязаны.
- Какой была ваша первая учительница? Вы могли бы сравнить себя с ней?
- Моя первая учительница – Валентина Ивановна. Последнее слово всегда за ней: все, что она говорила, было правильно. Если в энциклопедии написано по-другому, то виновата энциклопедия. Я на нее совсем не похожа: нет этой авторитарности, мне свойственно сомневаться и менять методы работы. Мне не стыдно признаваться, что я чего-то не знаю.
Качественный показатель работы классного руководителя – процент детей, которые приходят после выпуска
- Как вы стали учителем?
- Мне всегда нравилось учить. В школьные годы я считала, что могу объяснить лучше, чем учитель.Став педагогом, поняла, что зря я так думала. Классное руководство взяла сразу итого 21 год. Сегодняшних ребят веду с 7 класса, а в этом году у нас выпускной.
- Что вы чувствуете, когда выпускаете класс?
- Я говорю себе одни и те же слова, это моя лебединая песня: больше такого замечательного класса не будет, они лучше всех. Приходит следующий, и думаешь: ну что же это такое, вот бы мне прежний. Повторяется один в один. А потом привыкаешь, и теперь уже с новенькими сложно расстаться.
- Какой процент выпускников приходит проведать?
- Процентов 20-30. У нас есть специальный день открытых дверей, он проходит в первую субботу февраля. Сначала концерт, потом выпускники разных лет идут к учителям, чтобы пообщаться. Иногда мы засиживаемся, пока за нами охранник не придет.
- Родители заботятся об успеваемости детей?
- По-разному. Некоторые считают, что они специалисты во всех областях и настраивают своих детей против учебного процесса. С другими родителями мы едины: стирается грань между школой, работой и домом.
В СМИ говорят, что дистанция между родителями и детьми увеличивается. У некоторых мам/пап даже выработался комплекс, что они не додают что-то своим детям. Наши родители загружены не меньше, но они все успевают. Если родственники не могут находиться с ребятами, то общаются удаленно, например, по «Скайпу».
- Как учителю поддерживать связь с родителями?
- Например, с помощью «Московской электронной школы» (МЭШ). Мы можем общаться с родителями, а они могут общаться с нами. Родители видят домашнее задание, прикрепленные файлы, есть электронная библиотека, тесты и так далее. Еще мы приглашаем их на экскурсии, школьные и классные мероприятия. Это сближает.
- Потребность в собраниях не отпала на фоне МЭШ?
- Нет, все равно нужно встречаться. Электронный журнал – это диалог, а чтобы получилась общность, родители должны встретиться. Кто-то думает:«Только у моего ребенка такая проблема». На собраниях родители делятся лайфхаками по воспитанию и обучению: действуют, как команда.
В моем классе все знают, что я – локальный управляющий орган, и по любым вопросам идут ко мне. Особенно что касается проблемных точек. Когда я прошу родителей прийти в школу, это не вызов «на ковер», а дружеские переговоры. Они, конечно, нервничают. С чего мы начинаем каждое родительское собрание? У вашего ребенка очень много сильных сторон: он любит физкультуру, участвует в самодеятельности, хорошо работает на субботнике, НО… и можно говорить об остальном. Родители благодарны за такие встречи.
- Как быть классным классным руководителем?
- У тебя должен быть интерес в глазах. Ты должен сам интересоваться детьми. Ты должен удивлять детей, и они будут удивлять тебя.
Ляйсан Рафатовна Замалетдинова,
учитель русского и литературы, классный руководитель школы №1415
- Как вы стали учителем?
- Я училась на филфаке – любила читать, русский язык и…не умела считать (смеется). Учителем становиться не хотела и не планировала. На 4-м курсе пошла работать в рекламное агентство. А потом поняла, что мне не нравится «торговать воздухом», а хочется, как у классика: «Сеять разумное, доброе, вечное». Так я снова попала в школу. Вначале не хватало прикладных навыков педагогики, понимания, как оценивать знания. Путем проб и ошибок все постигала сама. Теперь есть курсы повышения квалификации, а также сообщества для обмена опытом.
Я проработала в школе 5 лет, выпустила в прошлом году девятый класс и уехала на год за границу. Мужу нужно было по работе, а я с ним за компанию. С куратором моего класса я в постоянном контакте. Так что у меня был своего рода академический отпуск. С нового учебного года возвращаюсь, и я с ребятами уже не расстанусь.
- Значит, в следующем году вам предстоит первый выпускной?
- Да, я уже сейчас знаю, что мне будет тяжело. Самое главное – не расплакаться сразу же. Мы должны подготовить спектакль, а он должен быть самым лучшим. Если мы с классом что-то делаем, то это максимально интересно, ярко, круто. И сейчас задача такая же.
- Что в вас ценят дети?
- Дети – чуткие и понимают, что ты их любишь, что тебе с ними интересно. Я веду русский и литературу, у нас в 5 и 6 классе по 7 уроков в неделю. Надо много говорить и слушать, мы делимся переживаниями. И по тому, как они отвечают, можно многое понять. Стараюсь проводить достаточно времени вне школы: мы ходим по музеям и театрам.
У меня есть пример моего классного руководителя: во всех смыслах моего учителя. Она воспринимала нас как своих детей. И мои ребята – мои дети. Мне кажется, что они и родители это ценят.
- Ваши слабые стороны?
- Из-за того, что я стараюсь быть демократичной, мне сложно «переключиться» на строгую «училку». Иногда это нужно, чтобы добиться определенной атмосферы. Момент, когда нужно быть мегерой, дается мне сложно, я это не люблю. Но приходится.
Бывает, раздражают глупые вопросы. «Дети, берем ручку другого цвета и подчеркиваем». И начинается: «А можно фиолетовую?», «А можно красную?» Это забавно, но до поры до времени. Нужно не показывать это внешне, но и не раздражаться внутренне. Но, мне кажется, невозможно «заходить в класс и оставлять за дверью все проблемы». Мы же не киборги, а люди.
- Вы получаете от учеников отдачу? У вас есть обратная связь?
- У нас есть групповой чат «Вконтакте». Мы друг другу оставляем комментарии и лайки в «Инстаграме», а в «ВотсАпе» перекидываемся сообщениями. У меня нет барьера в этом плане.
Есть продвинутые учителя, но они считают, что это какое-то твое личное пространство и не добавляют учеников в друзья, например. Мне кажется, это странно. Ты вышел в интернет – какое личное пространство вообще может быть? И ты – учитель, публичная фигура.
В интернете сложнее установить рамки общения – не передозволить. Особенно касается малышей, которые только начинают открывать для себя мир социальных сетей. У нас пока не очень развиты «обучалки» про кибербезопасность, поэтому дети сами прощупывают границы.
Если ребенок на мою стену «ВКонтакте» выкладывает картинки «поучаствуй в розыгрыше» или «вам пришел подарок», то я пишу в личку: «Дорогой Петя/Маша, мне это не надо».
Они очень любят писать мне просто «Здравствуйте». При том, что они только пришли из школы, где провели со мной 3 урока. Я отвечаю: «Здравствуй, ты со мной еще не наобщался? Что у тебя за вопрос?»
Или они могут добавить тебя в какую-то закрытую группу своего класса. Странно, но это определенная степень доверия, и это мило. Но и дети понимают, когда надо остановиться. Если у них нет особенной цели тебя «достать» (смеется).
- У вас есть телеграм-канал «Садись, два!» почти на 1,5 тысячи подписчиков. Как вам пришла идея его создать?
- Год, который я «прогуливала», нужно было себя занимать, поэтому я делала сторонние проекты, писала тексты на заказ. Потом вспомнила про «Телеграм»: мне хочется верить, что он выживет как проект и войдет в число основных медиа-источников. Изначально меня «фоловили» ученики, друзья, родители. Я кого-то приглашала поначалу, а потом в «Фейсбуке» написала рекламный пост. Но не ожидала, что он получит такой отклик: меня стали репостить родители учеников из других классов.
Учителям старшего поколения сложно подстраиваться под технологии, но нужно
- Вы используете технологии, а как вы относитесь к МЭШ?
- Я считаю, что смешно отказываться от инноваций. Это проблема, что учителям старшего поколения сложно перестраиваться. Но нужно. Даже мне стоит поспевать за ребятами и следить, каких блогеров они смотрят, какие мемы популярны. Ты же должен подавать пример. Почему ты хочешь, чтобы ребенок изучал твой предмет, а сам не хочешь развиваться?
МЭШ – гигантские возможности. Другое дело – да, нужно учить педагогов, родителей. Есть мамы/папы, которые считают, что нужно читать переписки и контролировать. Они боятся, что ребенок первым делом побежит смотреть порнографию. Образовывать нужно всех.
- Как вы считаете, родители должны быть максимально вовлечены в учебу?
- Функция классного руководителя – наладить такое общение с родителями, чтобы они говорили о проблемах. Многие вопросы я могу решить сама: если у ребенка трудности с предметником, я просто подойду к нему и улажу все. Я за своих детей стою горой. Могу сама с ними ругаться, но если кто-то их несправедливо обижает, то ему не поздоровится.
- Как быть классным классным руководителем?
1. Нужно показать детям, что ты их друг. Я считаю, если ты не любишь детей, то идти в школу нельзя. У меня есть коллеги, которые говорят: "Мы не обязаны любить детей. Мы обязаны их учить и уважительно к ним относиться». Возможно, я еще молодая идеалистка, но мне кажется, что любить их нужно.
2. К классному руководству нельзя относиться формально. Класс – это коллектив, в котором ты будешь жить 7 лет. Это дети, которые вырастут на твоих глазах, и ты имеешь прямое отношение к тому, какими они станут.
3. Поддерживать контакт с родителями. Их надо вовлекать в жизнь класса. Каждый год мы вместе с детьми и родителями выезжаем на экскурсии: Питер, Казань, Псков. После таких мероприятий в восторге остаются все.