Пять мифов ЖКХ
Практика показывает, что значительная часть конфликтов между жителями многоквартирных домов и коммунальными службами происходит из-за банального незнания обеими сторонами законов и непонимания принципов работы инженерных коммуникаций. В особенности это относится к учету потребления и оплате коммунальных ресурсов. Мы собрали некоторые наиболее распространенные заблуждения и решили объяснить, почему они ошибочны и как обстоит дело в реальности.
Содержание
- Если не платить за квартиру несколько месяцев, управляющая компания может отключить свет (воду, газ и т. д.)
- Теплосчетчики экономят тепло
- Водосчетчики разрешили не поверять
- Если зимой в доме жарко (холодно) – с этим ничего не поделать. Жалуйтесь тепловикам, они так топят
- После установки терморегуляторов батареи не работают: они периодически становятся холодными
Если не платить за квартиру несколько месяцев, управляющая компания может отключить свет (воду, газ и т. д.)↑
Платить за коммунальные услуги конечно нужно, но взять и просто так что-то отключить никто не имеет права. Обычно коммунальщики ссылаются на различные постановления правительства, однако ситуация довольно неоднозначна.
С одной стороны, у эксплуатирующей организации есть формальное право ограничить предоставление коммунальной услуги, если задолженность по ее оплате достигает трех месяцев. Но предварительно должника нужно дважды уведомить в письменной форме: сначала за 30 дней до отключения, а в случае неуплаты долга в течение этого времени – еще раз, за три дня. Причем первое уведомление должно быть направлено по почте, заказным письмом. Никакие бумажки в почтовом ящике, а тем более звонки из управляющей компании, законной силы не имеют. Второе уведомление вручается лично, под расписку.
Такая практика вроде бы регламентирована, однако даже она фактически незаконна. Дело в том, что любые ограничения в предоставлении коммунальных услуг требуют вмешательства управляющей компании в работу инженерных систем дома, а такие вмешательства являются прямым нарушением норм Гражданского кодекса, Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг. Поэтому все, что может сделать управляющая компания, не нарушая никаких законов – это обратиться в суд. И только решение суда имеет законную силу.
Здесь также нужно сказать о постановлении пленума Верховного суда РФ № 22 от 27 июня 2017 года. В нем указано, что «само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги». К тому же, если в квартире, например, проживают дети, то отключение может расцениваться как нарушающее их законные интересы и создающее угрозу их жизни и здоровью.
Теплосчетчики экономят тепло↑
Это заблуждение – результат неправильного понимания роли учета в экономии тепла. За разъяснениями обратимся к эксперту.
«Сами по себе теплосчетчики никак на потребление тепла не влияют, они лишь его фиксируют. Поэтому без них нельзя конвертировать сбереженные гигакалории в реальные деньги, ведь экономия – это разница в потреблении между предыдущим и последующим периодами, и ее нужно измерить в численном выражении», - объясняет Антон Белов, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Как отмечает специалист, для получения экономии нужно сперва установить в доме теплосчетчик, затем модернизировать систему отопления и обеспечить возможность регулирования подачи тепла в зависимости от погодных колебаний и потребностей жителей. Для этого дом утепляется (при необходимости) и в нем устанавливается индивидуальный тепловой пункт с погодозависимым регулированием, а на батареях – автоматические радиаторные терморегуляторы. В итоге получается экономия. Однако вся промежуточная часть нередко оказывается выброшена из публикаций в СМИ и получается, что установка теплосчетчика сразу дает экономию.
«Такое действительно иногда возможно. Бывает, что в реальности дом потребляет тепла меньше, чем дают вычисления по нормативам. Но бывает и наоборот», - добавляет Антон Белов.
Водосчетчики разрешили не поверять↑
А вот это точно неправда. Любой измерительный прибор, по показаниям которого осуществляются коммерческие расчеты, в нашей стране подлежит обязательной периодической поверке. Она показывает, корректно ли работает водосчетчик, ведь он мог, например, засориться или износиться. Причем «врать» он может в обе стороны, в том числе «накручивая» больше реального расхода.
Для механических водомеров, которые устанавливают в большинстве жилых домов, межповерочный интервал составляет шесть лет. Дата последней поверки указана в паспорте и в акте ввода водосчетчиков в эксплуатацию.
Откуда же возникли слухи о необязательности поверки? Первый их источник – неправильно понятая многими собственниками корректировка продолжительности межповерочного интервала. Раньше он составлял шесть лет для счетчиков холодной воды и четыре – для горячей. Это было неудобно, поэтому интервалы уравняли. Многие почему-то поняли это как «отмену поверок».
Второй ошибкой стало неверное истолкование официальной отмены услуги «технического обслуживания» водосчетчиков. Оно никогда и не было нужно, однако некоторые излишне предприимчивые коммунальщики навязывали собственникам ежегодное платное «техобслуживание», которое фактически заключалось в смахивании пыли с приборов. Чтобы пресечь порочную практику, в Москве, например, мэрия выпустила даже специальное постановление, разъясняющее незаконность навязывания данной «услуги». Но поверку никто не отменял.
Если зимой в доме жарко (холодно) – с этим ничего не поделать. Жалуйтесь тепловикам, они так топят↑
Так обычно отвечают коммунальщики на все жалобы жильцов о «перетопах» и «недотопах». В больших городах чаще наблюдаются первые: на улице может быть ноль или даже плюс, а батареи раскалены так, что на них можно блины печь. И если вас ответ управляющей компании с первого раза не удовлетворит, в ход будет пущен следующий аргумент: бабушкам холодно, поэтому мы обязаны обеспечить им комфортные условия, а вы терпите. Неужели действительно во всем виноваты бедные пенсионерки?
«Собственников вводят в заблуждение, пользуясь тем, что они не понимают, как работает система отопления. В прошлом, лет 50-70 назад, действительно режим отопления городских домов регулировали централизованно, тогда просто не было других технологий. За основу брали средние данные прогноза погоды по большому городу, но по факту ситуация в отдельных районах сильно отличается. Да и дома расположены по-разному: одни стоят на ветру, другие нет, одни хорошо освещены солнцем, другим его не достается вовсе. Кому-то было жарко, кому-то холодно, но приходилось мириться. Однако сейчас законом установлено, что в каждом доме должен быть собственный тепловой пункт с погодозависимой автоматикой, а на батареях – радиаторные терморегуляторы», - комментирует Антон Белов («Данфосс»).
Автоматика теплового пункта измеряет температуру воздуха с помощью датчиков, закрепленных прямо на доме. Это позволяет регулировать подачу тепла, исходя из фактических данных, полученных в месте расположения здания, а не на основании сомнительных прогнозов. К тому же, измерения проводятся постоянно, в режиме реального времени, поэтому график отопления постоянно корректируется.
Радиаторные терморегуляторы позволяют устанавливать комфортную температуру отдельно для каждой комнаты в квартире. В комнате бабушки и в детской можно сделать потеплее, в других – прохладнее. А при необходимости температуру можно менять. Помимо комфорта, это обеспечивает и экономию, ведь дом больше не потребляет лишнего тепла, которое раньше рассеивалось через открытые форточки.
В старых домах, где тепловых пунктов и терморегуляторов нет, их можно установить во время капитального ремонта. Состав работ, выполняемых при его проведении, определяется общим собранием собственников жилья. И только если они не проявят инициативу, за основу берется перечень работ, утвержденный мэрией.
Так, жители многоквартирного дома № 97 по улице Зои Космодемьянской в Азове Ростовской области сумели почти на треть снизить размер платежей за тепло, и это при том, что тариф вырос в 1,5 раза. Они не только установили терморегуляторы «Данфосс», но и перешли на поквартирный учет тепла, с помощью радиаторных распределителейINDIV. К сожалению, о своих правах знают не все, поэтому многие ремонтные работы проходят без модернизации системы отопления.
После установки терморегуляторов батареи не работают: они периодически становятся холодными↑
Этот миф распространяют жители домов, где радиаторные терморегуляторы на батареях есть.
«Давайте разберемся, как работает терморегулятор. Он имеет поворотную рукоятку с делениями, с помощью которой вы устанавливаете нужное значение температуры в комнате. Устройство отслеживает температуру воздуха, и если радиатор дает слишком много тепла – может и полностью перекрыть подачу горячей воды. То есть температура в комнате будет та, которую установил пользователь, а радиатор при этом будет холодный. Если это происходит не в лютый мороз, то оставаться холодным отопительный прибор может значительное время, и это не значит, что клапан сломан. Когда температура опустится и станет на один градус холоднее заданной – он снова откроется», - объясняет Антон Белов.
Потрогав батарею при отключенной подаче теплоносителя, многие жители недоумевают: они считают, что радиаторы неисправны. Как правило, с вопросами собственники обращаются в управляющую компанию, где им отвечают: все дело в терморегуляторах. Без каких-либо дополнительных пояснений (что нередко связано с непониманием принципа работы устройства самими коммунальщиками). Так рождается миф о «вредных» термостатах.
Мы рассказали не обо всех заблуждениях, которые мешают нормально жить в многоквартирных знаниях, но затронули наиболее злободневные темы. Надеемся, что наши разъяснения помогут собственникам лучше понять устройство своих домов и правила жизни в них.