Вопрос обеспечения жилыми помещениями нуждающихся жителей города является крайне актуальным в свете развития новой жилищной политики города Москвы.
Материалы по теме:
Содержание
Развивается система обеспечения москвичей жильем↑
В настоящее время действует масштабная программа города Москвы «Жилище» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 454-ПП), которая призвана обеспечить благоприятные условия как для постоянного, так и для временного проживания граждан. На сегодняшний день на жилищном учете в Москве стоит более 98 тыс. семей.
В Москве создана система обеспечения граждан жилыми помещениями, в рамках которой реализуются механизмы предоставления жилья по договорам социального найма; по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием механизма социальной ипотеки; предоставления субсидий на покупку и строительство жилых помещений и переселения жителей домов ветхого и аварийного фонда. На сегодняшний день город Москва является одним из немногих субъектов Российской Федерации, который предоставляет жителям города жилые помещения, а не только субсидии для их приобретения.
Варианты улучшения жилищных условий в Москве↑
Договор социального найма заключается в том, чтобы обеспечить бесплатным жильем всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заключить договор социального найма и получить помещение в домах муниципального фонда в безвозмездное пользование могут семьи, признанные малоимущими. Договор социального найма носит бессрочный характер, что гарантирует стабильность жилищных прав граждан и устойчивость жилищных отношений. Квартиры по договору соцнайма получают граждане в порядке очередности, исходя из даты постановления на учет.
Еще один альтернативный и более быстрый вариант улучшения жилищных условий - это программа найма в сети бездотационных домов. В отличие от договора социального найма, эта программа возмездная: жители снимают у города квартиру исходя из реальных затрат на ее содержание. Дома называются бездотационными, так как их жители оплачивают содержание жилья и коммунальные услуги по себестоимости, то есть город не выделяет на эксплуатацию таких домов никаких дотаций. Жилое помещение в бездотационных домах предоставляется гражданину и членам его семьи по договору найма сроком до 5 лет (это максимальный срок для договоров найма, установленный Гражданским кодексом РФ). При этом нанимателю предоставляется право неоднократного заключения договора на новый срок при выполнении им и членами его семьи условий договора. В настоящее время жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются в 10 бездотационных домах на территории города Москвы и Московской области. Их адреса можно найти на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Москвичи, которые стоят на жилищном учете, а также молодые семьи могут получить субсидии на приобретение или строительство жилья. Безвозмездная субсидия предоставляется на всех членов семьи, которые стоят на очереди на улучшение жилищных условий. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров на одного человека; 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении или единственного гражданина, состоящего на учете, проживающего в составе семьи в жилом помещении; 50 квадратных метров на двух граждан; 70 – на трех; 85 – на четырех и по 18 квадратных метров на пятерых или более граждан. Жители Москвы, имеющие право на субсидии, могут приобрести жилье без ограничения площади, если доплатят за «лишние» метры за счет собственных средств.
В рамках проекта «Социальная ипотека» жители города Москвы могут приобрести жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, по льготной стоимости на основании договоров купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования. С целью получения жилищного ипотечного кредита семьи очередников могут обратиться в любой банк по своему выбору. Благодаря существенному снижению стоимости выкупаемого жилья, радикально (в 4 и более раза) снижаются затраты граждан, покупающих квартиры, по сравнению с приобретением аналогичного жилья на рынке недвижимости. Начиная с 2006 г. путем приобретения у города жилья с использованием средств ипотечных кредитов почти 19 тысяч московских семей смогли отпраздновать новоселье, не дожидаясь подхода очереди на бесплатное жилье.
Переселение жителей ветхих и аварийных домов ↑
В Москве действует программа сноса пятиэтажек ветхого и аварийного жилого фонда и переселения семей в новые жилые помещения. По словам врио Мэра Москвы Сергея Собянина, программа выполнена на 80%.
«В этом году будет снесено 86 домов.снос большей части домов производится за счёт бюджета Москвы. Необходимые средства на эти цели предусмотрены Адресной инвестиционной программой. Всего по программе осталось снести более 300 домов.»
— врио мэра г.Москвы С.Собянин
Основанием для освобождения жилых домов является: проведение капитального ремонта или реконструкции жилого дома; перевод жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд; признание жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу; изъятие или использование части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд.
Собственникам, освобождающим жилые помещения, по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение либо выкупная цена. Размер возмещения либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки. Размер денежного возмещения собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.
В 2013 году власти города приняли решение вернуть старый порядок переселения граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, и жильцов пятиэтажек, подлежащих сносу. Руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николай Федосеев представил проект постановления, которое позволит гражданам улучшить жилищные условия без учёта даты постановки на жилищный учёт. Эта мера, однако, не распространяется на лиц, которые за последние пять лет в целях получения отдельной квартиры приобрели комнату или часть квартиры в домах, подлежащих сносу. Изменения законодательства позволят улучшить жилищные условия около 4 тыс. семей очередников и 900 семей, проживающих в коммунальных квартирах сносимых пятиэтажек, — всего около 15 тыс. человек.
Жилье для детей-сирот и инвалидов↑
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот, в приемных семьях, предоставляются благоустроенные жилые помещения.
Также некоторым категориям граждан по состоянию здоровья рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации. Например, гражданам, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, предлагаются специально оборудованные квартиры только на основании договоров безвозмездного пользования. Договор заключается на пять лет, по истечении которых при сохранении оснований для проживания в специализированной квартире с семьей заключается договор на новый срок. Договор безвозмездного пользования не предполагает платы за наем квартир, только коммунальные платежи и плату за содержание и ремонт.
Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Жилище» в рамках развития мер поддержки граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, предусмотрено перепрофилирование нежилых помещений в жилые, в первую очередь для улучшения жилищных условий для маломобильных категорий граждан. Во время ремонта в планировку освобожденных жилых помещений вносятся необходимые изменения – расширяются дверные проемы, монтируется специальное оборудование и поручни. Выключатели и электросетевое оборудование переносится на удобную для использования высоту. Эта мера в свою очередь направлена на ликвидацию сложившегося дефицита специализированных квартир для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дотирование жилищно-коммунальных услуг↑
Из городского бюджета выделяется финансирование содержания многоквартирных домов и оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Стоит отметить, что Москва остается единственным субъектом Российской Федерации, который не отказался от дотирования ЖКУ (более 20% ежегодно), что позволяет не допускать резкого роста стоимости ЖКУ для жителей города.
Регулируемые Правительством Москвы цены и тарифы на отдельные виды ЖКУ для населения являются льготными, то есть не обеспечивают компенсацию экономически обоснованных расходов на их оказание. В частности, цены за содержание и ремонт жилого помещения, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, устанавливаемые для населения, ниже фактических расходов управляющих и ресурсоснабжающих организаций.
Городские власти также несут обязанности по финансированию поддержания дворов в нормативном состоянии: по уборке дворовых территорий, содержанию расположенных на них объектов благоустройства (в том числе детских площадок, площадок для тихого отдыха и т. д.), вывозу снега и т. д. Таким образом, город освобождает москвичей от несения связанных с этими работами расходов, что в расчете на площадь типовой двухкомнатной квартиры составляет около 5 тыс. рублей в год.