В 2012 году были расширены полномочия депутатов органов местного самоуправления Москвы. И депутаты, и граждане продолжают осваивать новые возможности.
Материалы по теме:
Выбирая муниципальных депутатов, жители города видят в них представителей, выражающих их интересы по наиболее важным проблемам местной жизни.
Содержание
Сфера ответственности депутатов местного самоуправления↑
В июле 2012 г. Московская городская Дума приняла закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», который вступил в силу 1 августа 2012 г. (закон города Москвы № 39 от 11 июля 2012 года). С тех пор права, полномочия и ответственность депутатов местного самоуправления существенно расширились. Закон наделил органы местного самоуправления всех муниципальных округов полномочиями в сферах, которые в наибольшей степени затрагивают интересы населения по месту жительства: благоустройства, эксплуатации и содержания жилищного фонда, размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов. А в 2013 году полномочия и ресурсы на благоустройство дворов переданы под контроль местного самоуправления – это сделано для того, чтобы москвичи сами решали, какой облик придать их улице, двору, подъезду, лифту, или ближайшему скверу...
В 2013-м году 16,5 млрд рублей, направляемых из городского бюджета на благоустройство и содержание дворов, наружное освещение дворовых территорий и капитальный ремонт домов, распределяются по согласованию депутатов муниципальных собраний с учетом мнения жителей.
— Редакция
Круг полномочий депутатов местного самоуправления будет расширяться и в дальнейшем. Их мнение по вопросам местной жизни будет решающим. Сейчас районные советы депутатов имеют право:
- заслушивать отчеты глав районных управ, главных врачей поликлиник, руководителей инженерных служб, директоров школ и ряда других районных учреждений о результатах их работы;
- утверждать адресные перечни и контролировать работы по ремонту многоквартирных домов, благоустройству дворов и городских парков;
- проверять работу управляющих компаний в сфере ЖКХ;
- принимать решения о целесообразности строительства объектов культа, гаражей, а также объектов местного значения площадью до 1,5 тысячи кв. метров;
- принимать решения о размещении палаток, летних кафе и других нестационарных объектов;
- принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждать отчеты об их исполнении;
- устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- согласовывать перевод жилых помещений в нежилые;
- принимать решения о предоставлении помещений социально ориентированным некоммерческим организациям.
К сфере ответственности депутатов муниципальных собраний, помимо осуществления взаимодействия с жителями района, также относятся:
- выбор объектов, находящихся на территории районов, для включения в городские госпрограммы;
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
- утверждение состава работ, участие в открытии и приемке работ по ремонту и благоустройству;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- контроль качества работ и их соответствие проектной документации;
- надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
- подготовка предложений для включения объектов в план работ на будущий год.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
Мы считаем, что передаваемые сегодня полномочия - наиболее близки и понятны гражданам, и органы местного самоуправления смогут лучше их исполнить, чем городские структуры. Конечно, городские власти будут внимательно следить за тем, как исполняются переданные полномочия. И если кто-то не будет справляться с объемом делегированных функций, на уровне города будут приниматься необходимые решения, вплоть до возврата прямого городского управления. Уверен – сейчас мы делаем верный шаг в продолжение важной и многолетней работы. И у московских органов местного самоуправления появляется возможность реально проявлять себя не на словах, а в деле.
— Владимир Платонов по вопросу закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»
Горожане и депутаты: совместная работа↑
По мнению врио мэра Москвы Сергея Собянина, реформа направлена на то, чтобы усилить значение местных депутатов, которые находятся в районах и непосредственно общаются с москвичами.
В рамках совместной работы с депутатами муниципальных собраний жители района в праве:
- принимать участие в открытии и приемке работ (протокол собрания жителей по приемке);
- вносить предложения по включению объектов в адресные перечни;
- согласовывать планы ремонта;
- контролировать качество выполненных работ;
- выражать недоверие главе района (подробнее об этом, а также о том, как составить обращение к депутату, читайте в статье «Чем поможет депутат?»).
Важно! Если вы хотите навестить ответственного депутата лично, то сначала надо узнать, какой именно из депутатов отвечает за интересующую вас сферу, и прийти в часы его приема.
Если говорить о местных проблемах, которые наиболее «близки к телу», то к местным чиновникам можно обратиться с проблемой наличия подозрительных личностей в подъезде и/или во дворе; появления на территории двора нарушающих тишину и покой объектов (например, ресторанов); отказа принять ребенка в детский сад... Однако, исходя из указанных выше полномочий депутатов, спектр проблем, которые они могут решить совместно с жителями, гораздо шире. Теперь в решениях проблем благоустройства, обустройства, любого качественного улучшения своего района, последнее слово – за жителями.
В качестве примера инициатив «снизу» можно привести примеры районов «Строгино» и «Арбат». В мае 2013-го года депутат муниципального округа Строгино Андрей Алешкин обратился к столичному мэру с просьбой поддержать инициативу жителей района и депутатов муниципального округа по созданию парка-мемориала, посвященного Битве под Москвой, - об этом пишет на своем сайте префектура СЗАО. А в июне этого года, как сообщает «Вечерняя Москва», на рассмотрение депутатов муниципального образования «Арбат» жительницей Арбата, архитектором Ириной Соколовой, была внесена идея разбить сады на крышах домов, а глухие торцы зданий либо озеленять, либо закрывать пристройками. Идея нашла поддержку, и появился проект по озеленению двадцати крыш. Конечно, вопрос о реализации проекта пока открыт, и неизвестно, изменится ли облик двадцати крыш, но экспериментальное озеленение одной крыши производиться будет точно (в доме по адресу Арбат, 19 – прим.ред). Результаты эксперимента москвичи смогут увидеть уже этой осенью.
С властью напрямую↑
Местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
И один из важнейших моментов самоуправления – прозрачность власти и ее подконтрольность гражданам.
Прямой диалог с москвичами обеспечивается как непосредственно, через встречи жителей с депутатами в отведенные приемные дни, так и с помощью электронных форм взаимодействия – интерактивных городских порталов.
Политика Правительства Москвы по раскрытию данных позволяет жителям получать актуальную и достоверную информацию обо всех сторонах жизни города и деятельности городских властей. На информационных сервисах – городских порталах – содержатся важные для москвичей данные: от бюджетной политики до благоустройства.
Порталы обеспечивают качественно новый уровень раскрытия информации и взаимодействия между властью и горожанами. Воспользовавшись порталами и сообщив о проблеме, москвич гарантированно получает ответ от властей и может лично отследить сроки выполнения и качество работ (подробнее об этом читайте в материале «Городские порталы, в чем их польза для москвичей?»).