Конец ХХ и начало ХХI века ознаменованы переходом развитых стран от индустриального общества к информационному. Это выражается в интенсивном совершенствовании технических средств обучения, средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий. Информатизация в полной мере охватила образование, науку, культуру, здравоохранение и другие социальные сферы.
В настоящее время предъявляются значительные требования к системе образования на всех ее уровнях. Построение в РФ информационного общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых задач, среди которых одной из важнейших является проблема формирования творческого, исследовательского потенциала личности. Российская система образования, еще со времен Петра I, традиционно славилась установками на запоминание и воспроизведение больших объемов информации различного профиля. Однако ХХI век требует изменения образовательной парадигмы в сторону формирования у учащихся не просто набора энциклопедических знаний, а еще и набора компетенций, т. е. умения работать с незнакомой информацией, с нестандартными задачами, сочетать логику с интуицией. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Ведь современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня развивать способности приобретать знания и формировать умения использовать приобретённые знания на практике. В век информатизации, когда один взятый человек не в состоянии усвоить весь объём информации, необходимо уметь работать коллективно. XXI век – «век команд».
Преемственность начального школьного и основного образования – важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений между начальной и средней школой в реализации ФГОС ООО 2021, направленной для выявления, согласования и реализации интересов всех участников отношений, деятельность которых направлена на повышение компетентностно - ориентированного подхода. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.
Социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.
Социальный проект - это пять «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио
Решая проблему преемственности в социальном проектировании учащихся начальной и основной школы, работа ведется по следующим направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе;
- совместная работа с детьми (учитель, психолог, социальный педагог);
- совместная работа с родителями (учитель, психолог, социальный педагог);
- совместная работа с образовательными учреждениями и школами г.Зеленограда;
- совместная работа с Советом школьного музея Боевой Славы 4 –й Гвардейской Мозырьской Краснознаменной кавалерийской дивизии корпуса Л.М. Доватора ГБОУ«Школа №618»;
- совместная работа с «Зеленоградским дворцом творчества детей и молодежи».
Учащиеся ГБОУ «Школа №618» уже несколько лет занимаются проектной деятельностью, а метод проектов прочно прижился в методической копилке наших учителей.
План действий по реализации социального проекта:
- определение общественно значимой проблемы;
- сбор информации по данной проблеме, банк данных;
- социологический опрос;
- создание микрогрупп.
Разработка собственного варианта решения проблемы:
- определение целей, задач проекта;
- составление предложений по проекту;
- определение содержания проекта;
- составление плана работы;
- распределение обязанностей.
Анализ и систематизация полученного материала и распределение его по соответственным разделам:
- актуальность и практическая значимость проекта для школы, города;
- информация о различных подходах к решению данной проблемы;
- программа действий, которую избрали исследовательские группы, банк данных.
К важным положительным факторам деятельности по социальному проектированию относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- развитие критического мышления;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Считаю, что очень важно заниматься проектной деятельностью в младшем школьном возрасте, когда идет личностное и социальное становление учащихся данной возрастной группы. Под социальным проектированием в начальной школе понимается деятельность, продуманная и осуществленная ребёнком пока ещё под руководством взрослого, во время которой младший школьник вступает в конструктивное взаимодействие с взрослой культурой. В первую очередь, это - конечно же - классный руководитель, который консультирует обучающихся по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования и создает условия для активности школьника. Так же возникает необходимость вводить в режим работы родителей. Для выработки положительного отношения к проектной деятельности в родительской среде следует регулярно демонстрировать развивающие эффекты проектной деятельности (предоставление родителям возможности присутствовать на публичной защите проектов учащихся; предоставление возможности ребенку участвовать в статусных мероприятиях школьного, районного и городского уровней; публикация проекта на сайте школы), что я активно и притворяю в жизнь.
В ГБОУ «Школа №618» реализуются следующие социальные проекты:
1. Проект "Классные встречи" - проект, в рамках которого успешные и известные люди встречаются с ребятами из разных регионов страны, рассказывая о себе и своем профессиональном пути, стараются поделиться с детьми опытом и знаниями. Активисты в открытой и неформальной беседе могут расспросить героя обо всем (о личной жизни, карьере и профессиональном успехе героя), или попросить совета. Одним из почетных гостей такой встречи, которая состоялась на базе «Школы №618» для учащихся 3-их классов стал заместитель главного конструктора научно-производственного объединения имени С. А. Лавочкина, Дмитрий Николаевич Ероменок (его сын Ероменок Артем сейчас учится в 4э классе ГБОУ «Школа №618»).
Ребята долго готовилась к мероприятию: подготовили много вопросов конструктору на интересующие их темы, познакомились с историей космонавтики, выучили стихи по данной тематике, украсили актовый зал своими рисунками ко Дню космонавтики и чтобы сделать приятное участнику встречи, выучили его любимую песню «Трава у дома», которую исполнили вместе с гостем. Ребята, в свою очередь, тоже получили от конструктора подарки: памятные значки, блокноты и приглашение посетить Музей космонавтики. По итогу: учащиеся написали эссе «Моя встреча с космосом», сброшюровали листы с сочинениями и свои рисунки в книгу и подарили ее гостю.
Вторая такая встреча состоялась с шеф - редактором дирекции новостей российского «Телеканала 360» Ломейко Александрой Сергеевной (сейчас ее сын Ломейко Александр учится в 4э классе ГБОУ «Школа №618»). Традиционно дети подготовили вопросы журналисту. Александра Сергеевна познакомила детей с версткой журнала «360 градусов». Ведь процесс верстки журнала - это сложный и творческий процесс, который стал более доступным и гибким благодаря современным технологиям и включает в себя расположение текста, изображений, заголовков и других элементов на странице. А журналы теперь могут быть более адаптивными к изменениям вкусов и интересов аудитории. Учащимся 4 э класса было предложено поработать над проектом «Детский журнал».
Все ребята разбились на пять команд по шесть человек, выбрали направленность журнала (развлекательный, духовно - просветительный, наука и техника, история и археология, искусство), придумали названия, провели конкурс на лучший логотип журнала, придумали рубрики в журналах («Великий и могучий», «Интересно знать», «Веселые стихи», «Самоделкин», «Вокруг света», «Учимся рисовать», «Минутка смеха», «Умники и умницы», «Островок комикса», страна «Загадка», «Великие изобретения», «Великие художники»).
На марафоне востребованных профессий, организованном и проведенном Skillbox, ребята познакомились с самыми популярными профессиями в 2024 году, узнали можно ли хобби превратить в профессию с достойной зарплатой, познакомились с трендами карьерного рынка в 2025 году. Затем, в процессе дискуссии, учащиеся выявили, какие профессии необходимы при создании детского журнала. Ну, и приступили к одному из самых сложных заданий - распределению ролей, ведь предстояло подобрать квалифицированные кадры для создания детского журнала в соответствии с запросами детей: главных редакторов, корректоров, художников - оформителей, фотографов, верстальщиков, журналистов, писателей.
Как же радовались и гордились своей работой ребята. Результат превзошел все ожидания. Получились яркие, красочные журналы с разнообразными рубриками. Ребята обменивались журналами в течение второго триместра и высказывали свои мнения по поводу дизайна журнала, его эстетической, духовной или научной направленности, с большим удовольствием разгадывали кроссворды, шарады, загадки и по готовым чертежам изготавливали поделки. Таким образом, работа над данным проектом дала большие возможности учащимся экспериментировать с форматами, стилями и подходами, обеспечивая более широкое взаимодействие друг с другом, а это путь для новых креативных решений.
Третья встреча произошла с Панниковой Ольгой Александровной (мамой ученицы 4Э Панниковой Юлии). Ребята выступили с инициативой – создание школьного фотоальбома, ведь в дальнейшем данный альбом может быть рассмотрен, как полноценный выпускной альбом класса и передан в печать, что поможет сэкономить денежные средства родителей.
Ольга Александровна познакомила ребят с программой - конструктором для создания коллажей «Фотоколлаж». Фотоколлаж – это создание единой композиции из различных фотоматериалов, зачастую даже не связанных между собой по стилю, цвету и т.д. Сейчас это направление в искусстве имеет огромную популярность в силу своей доступности и актуальности в сфере моды, рекламы, дизайна и других отраслях. Фотоколлаж может быть создан разными способами: наложением нескольких изображений или их частей друг на друга, совмещением нескольких фотографий друг с другом, сочетанием с элементами графики или путем набора хаотичного набора множества фотоэлементов, чтобы в итоге получился пазл.
Цель данного проекта: создание школьного альбома, через который смогут материализоваться воспоминания о школьных годах, а так же создание электронного шаблона школьного альбома, с тем, чтобы каждый ученик класса мог продолжать создавать новые и новые страницы на протяжении всех лет обучения в школе. Все ребята с большим энтузиазмом принялись за работу, затем путем голосования были выбран лучший шаблон альбома. И вот, школьный альбом готов!
Его распечатали родители в типографии. Традиционно в мае ребята выступили с защитой проекта «Школьный альбом» на общешкольном мероприятии по защите проектов и получили высокую оценку жюри.
2. Проект «Кто нас защищает» предполагает встречи учащихся с ветеранами боевых действий, с военнослужащими, с героями России.
Тема проекта очень актуальна на сегодняшний день, поскольку одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. И начинать его необходимо в младшем школьном детстве, которое является важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Цель: расширить представления детей о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину, охранять её покой и безопасность.
Задачи: Повышение знаний у детей о Российской Армии, воспитание чувства уважения к российскому воину, проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Так, в 2023 - 2024 учебном году два ученика 4э класса Верещаков Иван и Илясова Таисия очень удачно поработали над проектом «Не прервется связь поколений – 2024»: подняли свои домашние архивы, поговорили со своими бабушками, дедушками, мамами, папами и постарались восстановить события, в которых непосредственно принимали участие их родственники во время ВОВ.
Эти ребята приняли активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», на стене памяти в своей родной школе разместили материалы о своих родственников и провели экскурсии для учащихся школы, познакомив их с боевыми путями своих героев. Итогом данного проекта были сочинения данных учащихся, которые были отправлены на XI московскую метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений – 2024». Верещаков Иван стал призером данной олимпиада, а Илясова Таисия – победитель.
Ко Дню защитника Отечества в школьный музей Боевой Славы 4–й Гвардейской Мозырьской Краснознаменной кавалерийской дивизии корпуса Л.М. Доватора ГБОУ«Школа №618» был приглашен ветеран боевых действий, полковник ПВО Лукянчук Александр Сергеевич (дедушка ученицы 4»Э» Панниковой Юлии). Прозвучало выступление агитбригады 4 «Э» по теме «На страже Отечества». Затем ребята задали много вопросов ветерану. Встреча прошла в теплой, дружеской атмосфере. В заключение, как всегда, - памятное фото и добрые пожелания детей своему гостю.
Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну, воспитывают в учащихся высокие патриотические чувства любви к Родине, уважения к предкам и нашей истории.
3. Проект «Дорогою добра» - волонтерский проект, предполагает оказание помощи приютам для бездомных животных, подкормка птиц зимой, участие в акции «Утиная перепись - 2023» (пересчет водоплавающих птиц в г. Зеленограде) учащимися школы и их родителями. В 2023 - 2024 учебном году команда учащихся 4 э класса (Панникова Юлия, Чубковец Виктор, Илясова Таисия) презентовали на московском конкурсе волонтерских инициатив «Доброе Сердце Столицы», организованный Комитетом общественных связей и молодежной политики г. Москвы, свой проект в номинации «Добрая команда. Школа» и стали финалистами данного конкурса. Ребята вместе со своими родителями создали волонтерскую команду «Синички» и прошли 3 этапа конкурса. Чтобы определить финалистов конкурса, было организованно всероссийское голосование, в результаты которого команда 4 «Э» стала финалистом конкурса.
Всем нам известно, что волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты, следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. А потому проекты данного направления модернизируют воспитательный процесс школы, формируют ответственность ребенка перед обществом, родителями, самим собой, воспитывают такие качества, как доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие.
4. Проект «Путешествия» предполагает организацию различных путешествий (виртуальные путешествия, экскурсии, турпоходы). Данные проекты помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.
Все экскурсии, которые посетили ученики 4»Э» отражены на официальном школьном сайте: https://sch618zg.mskobr.ru/
5. Проект «Город будущего». Как много мы слышим про город будущего, каким он будет, как будет функционировать и как будет устроен. Какой уклад будет привычен для жителей его, а главное, какой социальной составляющей будет отведён приоритет. Ведь современные мегаполисы погрязли в автомобильных «пробках», их «душат» выхлопные газы, местное озеленение города ни куда не годиться и не может справиться с выхлопами от транспорта и предприятий. Большинство обитателей мегаполисов страдают от фобий, беспричинных страхов, стрессов и депрессий, синдрома «хронической усталости». Город не может справиться с утилизацией собственных бытовых отходов, полигоны, только усугубляет дело, они уничтожают плодородные почвы, где находятся, загрязняя их, а мусоросжигательные заводы - загрязняют и без того проблемную атмосферу. Воздухом городов невозможно дышать, а приспосабливающиеся жители имеют огромное количество заболеваний бронхо-лёгочной направленности. Воду из кранов в домах невозможно пить, она содержит тяжелые металлы, хлор, микроорганизмы, активный фтор, который разрушает кольцевую ткань.
Проект «Город будущего» - один из самых любимых проектов учащихся нашей школы. Вот где есть возможность разгуляться детской фантазии и воображению. В этом проекте участвовали учащиеся как начального, так и среднего звена ГБОУ «Школа №618»
6. Проект «Искусство» предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д. Процесс воспитания искусством строится на приобщении молодого поколения к общечеловеческим ценностям, реализации творческого потенциала индивидуальности, культурной адаптация в социальном пространстве.
Борис Петрович Юсов в своих работах писал «важнейшим фактором, помогающим растущему человеку ориентировать приложение его жизненных сил, является искусство, художественная, эстетическая культура». Приобщение молодого поколения к общечеловеческим ценностям через искусство, дает человеку ориентиры в жизнедеятельности и направления в развитии творческих личностных качеств, что способствует формированию целостной, гармоничной, культурно адаптированной личности. В образах искусства содержится глубокий опыт социального совершенствования общества и духовного развития человечества.
7. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, музеев, выставок, вернисажей, дворцово - парковых комплексов, зоопарка, океанариума, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся, которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями.
Не первый год мои учащиеся принимают участие в московской олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». (https://museum.olimpiada.ru/)
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это лучший способ посетить самые интересные места Москвы и узнать много нового. Олимпиада проходит в течение большей части учебного года - с сентября по март. Победители Олимпиады - это все участники, которые, попав в общий зачет Олимпиады, посетили не менее 7 объектов, набрав 400 и более баллов.
В 2023-2024 году проходил XXI сезон. Третий год подряд команда 4 «э» класса (Баулин Михаил, Ероменок Артем, Смирнов Андрей, Генералов Максим, Илясова Таисия) становится победителем этой олимпиады. Для музеев, парков и усадеб Москвы - это способ по - новому заинтересовать не только школьников - участников, но и их родителей, учителей, знакомых. Посещение данных тематических экскурсий не просто расширяет кругозор детей, но и предоставляет им возможность воспринимать обучение как захватывающий и увлекательный процесс.
8. «Социальная реклама - это один из проектов, заинтересовавший учащихся начального звена. Ведь социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Она обращена ко всем и к каждому. Поэтому работу над проектом «Социальная реклама» можно использовать как инструмент вовлечения учащихся начального звена в социальные процессы общества. В начале работы над проектом путём опроса группой учеников были выявлены проблемы современного общества и непосредственно нашего города Зеленограда. Ими оказались: любовь мамы, дружба между детьми, вредные привычки, охрана природы, социализация детей-инвалидов. Учащиеся каждого класса спроектировали эскизы социальной рекламы на заданную тему и защитили его на общешкольном мероприятии.
Таким образом, применение социального проектирования предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально - значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив. Накопив опыт использования метода социального проектирования, ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Наконечная Марина Витальевна
ГБОУ «Школа №618»