Если так случилось, что, не дай Бог, ваши права нарушают в государственных больницах и поликлиниках – не предоставляют должного ухода, лекарств, не осуществляют положенных процедур, прежде всего надо обращаться к главному врачу, писать жалобы.
Материалы по теме:
О том, что вам должно быть предоставлено в ходе лечения или обращения в больницу или поликлинику можно узнать на сайте Департамента здравоохранения голода Москвы.
Таким образом, сперва нужно обращаться к главврачу, следующая инстанция – Департамент здравоохранения, затем – суд. В том случае, когда и суд не выносит устраивающее вас решение, а такое тоже происходит, то следующим шагом может быть обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также к омбудсмену в Москве.
Обращение к омбудсмену↑
Надо отметить, что обращение к Уполномоченному по правам человека не ограничивает вас в обращении в иные инстанции. Однако жалоба к нему может быть направлена только после отказов в других государственных структурах (например, в том же Департаменте здравоохранения).
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав или с того дня, когда вам стало известно об их нарушении.
В жалобе указывается ваша фамилия, имя, отчество и адрес, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по вашему мнению, права и свободы. Жалоба сопровождается копиями решений, принятых ранее по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Пошлиной жалоба не облагается. Подать её можно как через сайт омбудсмена, так и по почте, а также лично передав в руки представителю Уполномоченного по правам человека.
Что может Уполномоченный? ↑
Принять жалобу к рассмотрению, разъяснить вам средства, которые вы вправе использовать для защиты своих прав и свобод, передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. В данном случае это может быть как тот же Департамент здравоохранения, так и Минздравсоцразвития, а также Прокуратура РФ.
При этом, он может и отказать в принятии жалобы. О том или ином решении вы будете уведомлены в десятидневный срок, как положено по закону.
Если рассмотрение жалобы началось, об этом также будет предупреждена другая сторона (в данном случае – больница или поликлиника, на которые вы жалуетесь).
В случае отказа в рассмотрении жалобы, вам будет предоставлена его мотивация. Отказ Уполномоченного обжалованию не подлежит.
Если ваша жалоба принята, знайте, что Уполномоченный имеет право, как сообщает нам закон:
1) Беспрепятственно посещать все органы государственной власти, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения.
2) Запрашивать и получать от государственных органов и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
3) Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
4) Проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов и должностных лиц.
5) Поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
6) Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
7) Безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений.
Также омбудсмен имеет право получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный по закону обязан вас известить.
Факт нарушения установлен↑
Уполномоченный обнаружил факт вашего нарушения прав. В таком случае, он обязан принять меры к их восстановлению - направить в больницу или поликлинику свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер.
Также омбудсмен вправе:
- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием), а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке,
- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения ваших прав и свобод,
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи,
- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора,
- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Надо также добавить, что должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий в срок не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. А в случае получения заключения с рекомендациями от Уполномоченного по правам человека, тот самый нарушивший права государственный орган обязан его рассмотреть и о принятых мерах в письменной форме сообщить омбудсмену не позднее, чем через месяц.
Желаем вам здоровья!