Спорт для детей — одна из самых волнующих тем для родителей. Когда не поздно отдать? А будет ли интересно? Хороший ли тренер? И как кормить? Эти и сотни других сопутствующих вопросов рождаются в головах родителей при решении отдать свое чадо в ту или иную секцию.

Все знают, что физическое развитие ребенка, одна из важнейших составляющих его здоровья. И в детском саду, и в школе физической подготовке малыша отводят достаточно много времени. Но если вы хотите, чтобы сын или дочь занимались спортом серьезно, нужно добавить физической активности.

Внешкольное образование: максимальные возможности для раскрытия способностей каждого московского ребенка >>

Выбор секции для ребенка

Первый вопрос вставший перед родителем — куда и когда отдавать? Все мы понимаем, что на одной чаще весов лежит наше собственное желание, а на другой  желание, способности и психика ребенка. И здесь все-таки очень важно соблюсти пиетет. Одно без другого не получится.

Лекции, образовательные программы, экскурсии и игровые занятия при музеях Москвы >>

В каком возрасте отдавать ребенка в секцию?

В секции принимают в разном возрасте. Но бывает индивидуальные исключения, поэтому всегда надо говорить лично с тренером, и показывать ему ребенка. Некоторые дети способнее, а некоторые еще не готовы эмоционально. Иногда проходит полгода, и тоже самое идет иначе, без слез и уговоров, и ребенок сам летит «на спорт». Поэтому иногда отсрочка помогает.

Куда отдавать — зависит от поставленных целей. Для общего физического развития и укрепления здоровья можно пойти с ребенком на ритмику или детскую йогу (берут с 3-х лет, но вместе с родителями), или на танцы (на хореографию, бальные и современные танцы берут лет с пяти).

Какие программы физической подготовки существуют для маленького ребенка >>

В бассейн берут в зависимости не только от возраста, но и от роста — чтобы ребенок мог стоять в «лягушатнике».

Если говорить о большом спорте, то на художественную гимнастику берут с 3-х лет. На фигурное катание — не раньше 4. На боевые искусства можно отдать ребенка с 6-ти лет.

Можно отдать ребенка в секцию и в 9 и в 12 лет — кроме, пожалуй, художественной гимнастики.

В возрасте постарше ребенок уже сам может решить, каким спортом ему заниматься, и если выражает желание пойти в секцию — поддержите его.

Доступность секции

Если нет желания отдать ребенка в какое-то конкретное направление у родителей, попробуйте начать с того, чтобы выяснить какие секции есть в ближайшем доступе от вас. Это очень важный фактор, ведь на дорогу уходит обычно много времени, и часто занятия бросаются, просто от того, что даже родители устают мотаться с ребенком. Мало кто способен регулярно возить чадо на другой конец города на занятия. А дети и подавно выматываются, особенно если ребенок школьного возраста.

После того, как вы выяснили, что есть в округе, или в той зоне, которая для вас комфортна, составьте список. Для начала попробуйте поговорить с ребенком, и предложить ему на выбор из этого списка, что ему интересно. Это, конечно, не значит, что если ребенок захотел, то он будет ходить и ему не надоест на первом же занятии. Также не значит и то, что если не хочет сейчас, то не понравится вообще. Но важно все-таки услышать мнение.

Также при выборе все-таки стоит исходить из возраста ребенка, его телосложения, а главное из поставленных вами целей. Что вы хотите? Общая физическая подготовка и развитие? Хотите укрепить здоровье? Большой спорт для ребенка?

На сегодняшний момент в Москве в достаточном объеме бесплатных секций для ваших детей. На сайте портале открытых данных Москвы есть электронный атлас, где вы можете найти любую информацию по спортплощадкам. Правительство Москвы в целом, поддерживает развитие спорта в школах и во внешкольных спортивных учреждениях.

Как мотивировать ребенка перед началом занятий в секции?

С другой стороны, если ребенок отказывается идти, например, плавать или танцевать, это не значит, что ему это в итоге не понравится. Но если насильно заставлять, это вызовет лишь негативную реакцию и нежелание заниматься, и тогда прогресс у ребенка будет идти крайне медленно.

Постарайтесь найти золотую середину — договоритесь с ребенком, если он, например, не хочет, дайте понять ему, что сейчас вы лишь пробуете. Объясните ему, что получится в результате.

Найдите ролики на ютубе взрослых выступающих, чтобы они увидели результат. Балерины в балетных пачках на сцене, красиво прыгающие в воду атлеты, грациозные гимнастки с ленточками подчас делают половину дела — дети ведь пытаются подражать.

Как выбрать тренера или группу?

Определившись с тем или иными видом спорта, вы должны обязательно съездить в спортшколу или секцию, а лучше, если у вас есть выбор, посетить их все. Обязательно узнайте, что за секция, что за школа, есть ли у нее какая-либо история? Принимают ли участие ученики в соревнованиях, выступают ли они где-то? Это все имеет значение. Или же это шаражкина контора, организованная для выкачивания денег из родителей. Найдите отзывы о них в интернете, и почитайте на форумах, что пишут родители, чьи дети уже занимаются там. Приехав «на место», попробуйте поговорить с родителями. Спросите их мнение. Как правило они довольно честно отвечают, что им нравится или не нравится в этой школе или конкретном тренере.

Тренер  это центральная фигура, от которой по сути будет зависеть весь дальнейший результат ребенка. Хороший тренер, это самое главное, в отличии от многих других факторов  зал, регалии школы и т.п.

Пообщайтесь с ним. Не стесняйтесь задавать вопросы. Придите с ребенком перед занятиями групп. Посмотрите на поведение своего ребенка. Посмотрите на детей. Какая дисциплина. Если тренер не может справиться с детьми, они бегают, их невозможно собрать перед занятиями  это не очень хороший сигнал.

 

Пловец Александр Попов выдающийся советский и российский пловец, четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 21-кратный чемпион Европы, один из доминирующих пловцов на мировом уровне в 1990-х. Делит с Владимиром Сальниковым рекорд среди всех советских/российских пловцов по количеству золотых олимпийских наград (по 4). На чемпионате России 2000 года он снова был в форме, и в дистанции на 50 метров установил мировой рекорд, проплыв за 21,64 секунды.

 

В  одном из интервью Александра Попова спросили, чем он объясняет свои блестящие успехи: упорством, талантом или мастерством его тренера?  «В основе лежат все эти три составные любого успеха любого спортсмена. Но больше всего мне, конечно, повезло с тренером, совершенно непохожим на всех известных мне воспитателей!» – ответил спортсмен.

 

В интервью латвийской газете «Телеграф» Попов сказал: «Мне, честно говоря, повезло с тренерами, которые разглядели во мне что-то такое, особенное. Может быть поэтому вышел толк. Поймите, научить хорошо плавать можно любого. И я считаю это чуть ли не преступлением, когда тренер говорит чуть ли не после первого занятия, что, мол, из этого будет толк.»

 

 

«Нравится – не нравится»: адаптация ребенка в секции 

Первые занятия

Между секцией и школой для ребенка мало разница: новый коллектив, незнакомая обстановка, новые требования, ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми в секции. У него могут появиться страхи и неуверенность в себе.

Родители должны помочь ребенку справиться после первых занятий. Прежде чем отдать ребенка на первое занятие, дайте ему понять, что вы его не бросаете, если это возможно, доведите до двери зала, где будет заниматься группа. В идеале, посмотрите (или подсмотрите), как ведет себя ребенок на занятии.

После занятия обсудите с чадом, что понравилось, что не понравилось, и обязательно похвалите его за усилие и оцените первые достижения: например, как он хорошо держал равновесие и т.п.

Эмоции

Не надо руководствоваться личными эмоциями. Многие родители, особенно те, кто сам никогда не занимался спортом, с трудом понимают, что спорт  это не лепка с улыбающимися тетями, и не милые хороводы, которые были в яслях-садиках. Бывает, с виду строгий и неприятный тип, оказывается гениальным педагогом, которого дети слушают. И это куда лучше, чем обаятельная и приятная дама, у которой дети занимаются ерундой.

Спорт  это дисциплина, и здесь надо работать. Поэтому родители, если хотят занятий, должны принять, что тренер может разным  например, резким, иногда без сантиментов.

Йога для детей 5–8 лет — упражнения и игры >>

Дети, особенно выращенные «в теплице», в мягких условиях, часто просто отказываются ходить, из-за того, что им тяжело дается мысль, что их заставляют что-то делать. Учитывайте это, и проведите разговор с вашим ребенком, подготовьте его. Объясните ему, что для того, чтобы он умел, например, красиво кататься на коньках и прыгать, надо сначала научиться падать. И что дядя, который заставляет что-то делать, хочет добиться успеха и желает добра.

Всегда говорите с ребенком, и растолковывайте ему, почему он должен что-либо делать. Детям часто не понятно для чего они должны вместо игры слушать какого-то постороннего человека. Не понимают, что за этим стоит.

Но все должно быть в меру, все-таки у ребенка должен быть контакт с тренером. А если его нет, результата не будет. Будет лишь желание родителя засунуть ребенка в секцию, и ребенок, который всеми силами будет сачковать и получать нагоняи. Никакого прогресса не будет, только потраченные время и нервы.

Должна быть золотая середина. Не давите не ребенка, при этом понимайте, что дети часто ленятся, и просто им не хочется работать. И только вы, как родитель, можете отличить, когда ребенку по-настоящему не нравится и плохо в секции, а когда это капризы и лень.

Коллектив и инвентарь – поддерживаем интерес к тренировкам

Часто дети перестают ходить, из-за того, что не сложились отношения в группе. Что нет друзей и т.д. Поэтому очень важно, почти с самого начала, чтобы ребенок завел себе друзей в секции. У него будет желание прийти не просто потренироваться, но и встретиться с приятным ему другом, поболтать с ним до, и после занятий. Не ограждайте его от общения с другими детьми перед занятиями. Приводите пораньше, что бы ребенок эмоционально настроился.

Также в зависимости от спорта, пытайтесь купить красивую форму. Не всегда на это есть деньги, но тоже очень важно. Девочкам приятно надевать красивые купальники, яркие шапочки, брать с собой цветастые халатики. Покупайте инвентарь, и что-то сопутствующее, чтобы ребенок был горд, что он занимается этим. Иногда это тоже является важным стимулом  показать окружающим, что ребенок будет футболистом, хоккеистом и т.п. Это все мелочи, которые приятны детям, и которые помогают больше любить свои занятия.

Питание ребенка

Также как и взрослому, надо особенно кормить. Даже более, чем взрослого, ведь это растущий организм. Что это значит? Ребенок тратит энергии больше, чем обычно, и ему, следовательно, надо восполнять ее. Поэтому еда должна быть калорийной, и содержать больше, чем обычно белков и углеводов. Жировые компоненты, лучше не увеличивать, если только ваш ребенок не занимается зимними видами спорта. В этом случае увеличение должно произойти за счет растительных жиров, нежели животных.

Белки, жиры, углеводы: роль и использование в энергетике организма >>

Полезная пища

Вряд ли стоит напоминать, что детям вообще не рекомендуется есть жаренное, жирное, сильно соленное. Минимизировать сладкое, консервы, никаких усилителей вкуса, газировок и фаст-фуда. Это азбука питания для любого ребенка, не говоря уже о занимающемся спортом.

Витамины, минералы, микроэлементы в продуктах питания >>

Очень важно чтобы в рациона ребенка были постоянно витамины и минералы. Старайтесь давать много фруктов ребенку. Поговорите с тренером, может быть иногда стоит давать отдельно витамины. Посоветуйтесь о диете – может быть тренер подскажет, какие продукты надо давать усиленно, в зависимости от спортивных нагрузок. Но так или иначе, ребенок должен полноценно питаться, чтобы у него были силы не только для спорта, но и для учебы и жизни.