Из-за второй волны коронавируса студентов московских колледжей и вузов отправили на дистанционное обучение до 15 января 2021 года, а позже Минобрнауки продлило дистанционку студентам московских и питерских вузов до 6 февраля, включая зимнюю сессию. Студенты некоторых вузов, которые учатся дистанционно с 16 ноября, создали петицию с требованием снизить оплату за учебу. Насколько это правомерно и возможно ли добиться снижения платы за обучение в условиях дистанционки, связанной с пандемией?

ФОТО: Агата Карасева

История вопроса

С переходом на дистанционное обучение некоторые студенты-контрактники очных отделений вузов забили тревогу: платили за очное образование, а в итоге получаем заочное. Депутаты хотят наделить Минобрнауки полномочием обязать вузы возвращать студентам-очникам часть платы за обучение, если все их занятия были переведены в дистанционный формат — соответствующий проект внесен в Госдуму. Сейчас такое решение могут принять только сами учебные заведения, из-за чего студентам, жалующимся на снижение уровня обучения, в 2020 году денег не вернут.

Инициатива была зарегистрирована в Госдуме 27 октября. Авторами выступают представители «Справедливой России» Сергей Миронов, Михаил Емельянов и Олег Нилов.

До настоящего момента все указания министерства, касающиеся регулирования договорных отношений между вузом и студентом, носили исключительно рекомендательный характер, в связи с чем учебные заведения были вправе ослушаться министерство. Согласно новой инициативе депутатов, вопрос денежного урегулирования должен перейти в руки Минобрнауки РФ.

Кроме того, во многих областях перевод на дистант связан с Распоряжением Губернатора или Указом Мэра города, то есть вузы вынуждены подчиняться. И это можно посчитать форс-мажором, так как присутствует принцип непреодолимости, присущий форс-мажору. В таком случае претензии к вузу будут не обоснованы.

При этом нужно учесть, что реально затраты вузов в связи с ситуацией снизились, пожалуй, только на электричество. Кроме того, появились новые затраты: на аренду платформ для совместной работы, таких как Zoom или Microsoft Teames. Что касается преподавателей, то нагрузка на них только выросла. Приходится больше готовиться, так как работа онлайн более жесткая, чем личная лекция в аудитории, занятия более плотные. Больше времени тратится у преподавателя на консультации. Это превращается в повседневное общение, не нормированное по времени.

Что касается объема работы преподавателей, специалисты уверены, что фраза «снижение качества образования» не может быть принята в качестве аргумента для возврата денег как от Минобрнауки, так и от студента, поскольку объем труда преподавателей не уменьшился, а даже возрос.

Вопрос о том, насколько целесообразным и продуктивным окажется вмешательство Минобрнауки в финансово-договорные отношения вузов со студентами, широко дискутируется среди преподавательского состава и имеет представителей, склоняющихся как за, так и против данного вмешательства.

Разница между дистанционным обучение и онлайн

Дистанционное обучение

Его сущность заключается в том, что преподаватель не только проводит видеолекции и вебинары, но и может дать студенту обратную связь. Весь процесс записывается (в цифровой форме). Студенты получают задания и выполняют их на цифровой платформе. Действительно качественное обучение будет требовать от преподавателя гораздо больших временных затрат. С другой стороны, виднее станет и некачественное преподавание.

Снизить затраты на дистанционное обучение вряд ли получится без потери качества. Конечно, можно просто записать лекцию на видео и потом транслировать ее студентам, но без интерактива образовательный эффект будет гораздо хуже.

В договорах студентов с вузами указано, что студенты приняты на очную форму обучения. Но дистанционное обучение - это не какая-то иная форма обучения, это способ реализации образовательных программ (ст. 16 Закона об образовании). То есть условия договора не изменяются. 

И законодательно дистанционная форма обучения не имеет определения. Для этого формата нет четко выверенной программы обучения. Поэтому его крайне сложно сравнивать с очным или заочным, чтобы понять: потеряли ли студенты в знаниях или нет.

Обучение онлайн

Оно имееет другую специфику образования, где необходимо иметь образовательный контент высокого качества, который будет учитывать особенности восприятия материала с экрана. Поэтому и фактическая стоимость организации учебного процесса в таком формате зачастую может быть даже выше, чем при очной форме обучения: техпомощь преподавателям в круглосуточном режиме, поддержание работоспособности серверов, аренда платформ видеоконференций, создание уникального контента, организация работы, методистов, кураторов.

Центры помощи студентам

Тем не менее студенты по всей стране подписывают петиции с требованием вернуть часть средств и обращаются за помощью во Всероссийский студенческий союз (ВСС). Петицию о пересмотре оплаты обучения за весенний и осенний семестры уже поддержали более 22 тысяч человек, в том числе студенты многих ведущих вузов России.

Специально для студентов и их родителей Центры защиты прав граждан разработали на главной странице сайта справедливо-центр.рф раздел Студентам.

За помощью в получении перерасчета сюда может обратиться сам студент или его представитель, с которым заключался Договор об образовании. Для обратной связи нужно заполнить предложенную форму заявки. Специалист поможет составить заявление к руководству образовательного учреждения, сопроводит вашу жалобу официальным письмом от правозащитной организации.

Центры защиты прав граждан готовы оказать помощь в режиме онлайн всем заявителям вне зависимости от удаленности территории. Видеоприемы по всем возникшим вопросам будут организованы в приложении Skype.

Какие есть варианты? 

Заявление с просьбой о перерасчете

Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:

  1. Саму просьбу — сделать перерасчет и уменьшить плату за конкретное количество дней дистанционного обучения.
  2. Аргументы, почему вуз должен снизить стоимость обучения.

Аргументировать просьбу можно по-разному, например:

  • сократился список предметов, тем, лекций, практических, лабораторных и других занятий из учебного плана;
  • уменьшилось количество часов, которые отводятся на определенные предметы, лекции или семинары;
  • дистанционное обучение сопровождалось техническими сбоями, отменой занятий и лекций;
  • увеличились ваши расходы на обучение: пришлось покупать технику, литературу, методические материалы и т. п.
  • На данный момент в договоре об обучении нигде не сказано, что у студента должен в обязательном порядке иметься высокоскоростной беспроводной интернет и компьютер. Эти нюансы нужно прописывать в договоре либо учитывать при расчете оплаты за обучение.

Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.

К недостаткам качества образовательных услуг относятся:

  • нарушение требований закона или договора к таким услугам;
  • несоответствие услуг целям, для которых они обычно используются или о которых заказчик сообщил учебному заведению;
  • оказание услуг не в полном объеме.

Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:

  • сократилась длительность занятий и лекций;
  • увеличилось количество теоретических занятий — за счет этого стало меньше практики;
  • нет практикумов и лабораторных занятий, которые обязательно должны сопровождать лекции;
  • обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане;
  • не соблюдается утвержденный учебный план, график или расписание;
  • студентам не предоставляют необходимые учебные материалы и оборудование, которые вуз должен предоставить по договору;
  • сменился педагогический состав — занятия ведут не те преподаватели, которые указаны в договоре или программе обучения;
  • технические сбои и проблемы со связью мешают онлайн-обучению;
  • студенты не могут задать уточняющие вопросы и получить развернутые вопросы из-за формата обучения.

Иск в суд

Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.

Во-первых, судебный процесс явно будет сложным и долгим. Во-вторых, судебной практики по этому вопросу нет, и трудно предсказать, как все повернется в суде. Сложно добиться снижения оплаты, перспективы туманны, но можно попробовать.

В законе есть ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги» в ФЗ №2300-1 закона «О защите прав потребителей» и правил оказания платных образовательных услуг, согласно которым студент может отказаться от исполнения договора, доказав факт некачественного обучения. Тогда поставщик обязан вернуть вложенные потребителем средства. Но это еще надо доказать. Если объем часов не уменьшился, сроки проведения сессии не сдвинулись, не изменилось расписание, которое предусмотрено учебным планом, обучение через инет происходит без сбоев, то как можно говорить, что услуга оказывается ненадлежащим образом?

В иске нужно запросить изменить условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Ст. 451 ГК РФ.

Ссылка на эту статью подходит для студентов таких вузов, где обучение напрямую связано с практическими занятиями. Например, если речь идет о естественнонаучных факультетах, где для учебы студентам необходимы лаборатории, цену за обучение нужно снижать. Или о медицинских факультетах, где необходима регулярная прпактика. Действительно, в данном случае обстоятельства, на которые рассчитывали студенты, изменились существенно. 

Студенты могут подать иск в суд в случае отказа по предыдущим обращениям. Но нужно понимать, что ситуация будет решаться судом индивидуально в каждом конкретном случае. Единого решения на весь вуз не будет.

Снижение платы за общежитие

В период первой волны активного распространения COVID-19, когда студенты были вынуждены выехать из общежитий, ведомство разослало учебным заведениям письмо, в котором порекомендовало вузам рассмотреть возможность «о снижении или приостановлении взимания с обучающихся платы за пользование помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги».

Несмотря на эти рекомендации, поступало много жалоб от студентов, которым отказывали в снижении (приостановлении), пересчете платы за общежития. Однако вузы отказывали в пересчете, так как не могли избавиться от текущих расходов: имущественные налоги, нормы отопления, осуществление ухода за зданиями.

Ответные меры вузов

В свою очередь, руководство МГУ имени М.В. Ломоносова решило выделить около 30 миллионов рублей на поддержку студентов на фоне пандемии. Студентам, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, назначенным на ноябрь 2020 года на государственную социальную стипендию, будет единовременно выплачено по 10 тысяч рублей.

Кроме того, стипендиальные комиссии факультетов с участием студсоветов должны предоставить в ректорат списки на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам, обучающимся по договорам.

Также университет обещает покрыть расходы на проезд тем студентам, которые на период пандемии хотят вернуться домой. При этом вуз не обязывает никого выезжать из общежитий. Студенты-контрактники будут освобождены от необходимости платить за общежитие в период дистанционки.

Однако эти меры не включают в себя непосредственно скидок на обучение, на которые рассчитывают студенты.