2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме. В этот день по всему миру прошла акция в поддержку людей с аутизмом «Зажги синим», а в Москве в синий цвет окрасились 12 фасадов домов на Тверской улице и Новом Арбате.

История вопроса

Европейскому фольклору известны сказки о детях, которых в людские дома подкидывали лесные эльфы. Такие дети внешне ничем не отличались от обычных, только вот общаться они не хотели и практически не реагировали на своих новых родителей. В преданиях сохранились даже рекомендации для тех, кто хочет вывести их на чистую воду: нужно сделать что-нибудь откровенно странное – только тогда подкидыш начнёт реагировать. Современные эксперты связывают эти предания с попытками объяснить явление аутизма.

В серьёзной научной литературе упоминания о симптомах аутизма впервые появляются в XIX веке. Изначально симптомы относили к шизофрении или общей умственной отсталости. Впервые же сам термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. Настоящий прорыв в диагностике аутизма связывают с именами Лео Каннера и Г.Аспергера: они первыми полно описали критерии диагностики аутизма.

Значительный вклад в развитие диагностики аутизма внесли родители детей с аутизмом. Психотерапевт и отец ребёнка с аутизмом Бернард Римланд считается создателем современной теории аутизма. Книга «Детский аутизм: синдром и его значение для нейронной теории поведения», изданная Римландом в 1964 году, перевернула взгляды многих специалистов на эту проблему. Он доказал, что причины возникновения аутизма кроются в нарушениях биохимических процессов в головном мозге, вызванных либо генетическими дефектами, либо неблагоприятным воздействием внешней среды.

Чем характеризуется аутизм

Термином «аутизм» обозначают разные расстройства аутистического спектра. Тем не менее, все они имеют некоторые общие характеристики, позволяющие обнаружить проблему в раннем возрасте (Согласно шкале RepetitiveBehaviorScale-Revised (RBS-R):

Стереотипия — повторяющиеся бесцельные движения: взмахи руками, мотание головой.

Компульсивное поведение — навязчивое стремление навести порядок в окружающей обстановке: расставление игрушек по росту и другие «странные» игры.

Потребность в однообразии – отказ от изменений, панические состояния при перестановке в квартире.

Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например соблюдение неизменной диеты или определённый порядок надевания одежды.

Узкосфокусированность – интерес ребёнка или его активность направлены на единственную телепрограмму или игрушку.

Аутоагрессия– некоторые дети с аутизмом могут намеренно наносить себе травмы, например, кусать себя.

Вредные мифы об аутизме

«Эпидемия» аутизма 

Говорить о том, что за последние несколько лет количество детей с аутизмом увеличилось, неправильно. Действительно, количество детей, которым был диагностирован аутизм, увеличивается с каждым десятилетием. Но связано это, прежде всего, с улучшением качества диагностики. (Рой Ричард Гринкер, "Не странный разум: новый взгляд на мир аутизма").

Аутизм и вакцинация

Миф о том, что аутизм у детей связан с определёнными видами вакцин, возник из одной-единственной публикации в американском научном журнале. Автора исследования – Эндрю Уэкфилда– обвинили в подтасовке фактов, а саму публикацию из журнала отозвали. Показательно, что обманщиком Уэкфилда назвали не только учёные, но и родители детей, которые участвовали в исследовании.

Аутизм и отношение ребёнка с родителям

В начале XX века на волне популярности идей фрейдизма некоторые психотерапевты выдвигали идею, что аутизм вызывается холодным или брезгливым отношением матери к ребёнку. Однако уже к 60 гг. эта теория была полностью опровергнута Бернардом Римландом. На сегодняшний день известно, что нарушение имеет физиологическую причину.

Аутизми высокие интеллектуальные способности

Благодарю голливудскому фильму «Человек дождя» многие уверены, что аутисты – превосходные математики или обладают феноменальной памятью. Лидия Браун, активистка и студентка с аутизмом, относит это мнение к стереотипам: «Лишь меньшинство аутистов обладают необычными способностями. У многих аутистов высокий или средний уровень интеллекта, у некоторых есть интеллектуальная инвалидность или трудности в обучении. У некоторых аутистов есть дискалькулия или похожие расстройства, так что у них, наоборот, есть огромные проблемы с математикой. Спросить аутиста, любит ли он математику, компьютеры или числа, это все равно, что спросить незнакомого афроамериканца, любит ли он рэп».

Дети с аутизмом и обучение в коррекционных школах

Мама ребёнка с аутизмом, москвичка Юлия Родионова, считает, что «самый простой, эффективный и безболезненный способ включить наших детей в социум – это инклюзивная среда». С ней соглашаются эксперты и другие родители: «У нас не коррекционный мир», – говорит другая активистка родительского сообщества, руководительница центра помощи для детей с аутизмом Анна Соловьёва.

На данный момент обе родительницы активно сотрудничают с образовательным проектом «Инклюзивная молекула». В его рамках в обычных московских школах создаются специальные ресурсные классы, которые принимают детей с аутизмом и помогают им подготовиться к более полной инклюзии – переходу в класс, где основу составляют нормотипические дети.

Какие проблемы стоят перед обществом в этой сфере

Перед обществом по-прежнему стоит проблема принятия людей с ограниченными возможностями. Особенно заметно это в России – стране, где долгое время люди с инвалидностью или особенностями развития были просто «выключены» из социума и проводили всю жизнь в четырёх стенах. В очередной раз с этой проблемой мы столкнулись во время скандала, разразившегося в прошлом году в Нижнем Новгороде: сестру известной топ-модели Натальи Водяновой – девушку с ДЦП и аутизмом – выгнал из ресторана охранник. «Вылечитесь, тогда и приходите в общественные места», – с такими словами он выпроваживал девушку и её маму.

Родители детей с аутизмом говорят, что часто бывает сложно объяснить странное поведение их детей окружающим, которые об аутизме почти ничего не слышали: «Люди «не считывают» расстройство. Мы постоянно выслушиваем, какие мы плохие родители. Несмотря на то, что мы очень много сил вкладываем в своих детей», – делится Анна Соловьёва. Но ни она, ни другие родители не теряют надежды на изменение в обществе: «То поколение детей, которые включены в инклюзию, должно изменить нашу страну и отношение к инвалидам. Гармония – она в разнообразии, а не в стандарте».