В декабре 2021 года запустили движение по новому участку из 10 станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро протяженностью 20 километров — от «Мневников» до «Каховской». Теперь в Московском метрополитене работает 22 станции БКЛ. Еще девять планируется достроить в наступившем году: на восточном и северо-восточном участках БКЛ. Таким образом, к 2023 году большое кольцо московского метро должно замкнуться.

ФОТО: Официальный сайт Мэра Москвы

Северо-восточный участок

Большую кольцевую линию строят и открывают частями. Чтобы замкнуть кольцо, Москве осталось достроить два крупных участка, а также ввести в эксплуатацию бывшую Каховскую линию, которая войдет в состав БКЛ.

Сейчас на севере Большой кольцевой линии поезда доходят до «Савеловской», после которой строят еще три станции — «Марьину Рощу», «Рижскую» и «Сокольники». Следующие четыре станции БКЛ после «Сокольников» уже открыты и принимают пассажиров с 2020 года. Однако пока Большая кольцевая линия еще не замкнулась, станции «Электрозаводская», «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская» работают в составе Некрасовской линии.


«Марьина Роща» расположится в 5-м проезде Марьиной Рощи и станет одной из самых глубоких станций метрополитена. Эскалаторы длиной 130 метров — рекорд для московской подземки. Пока первенство держит «Парк Победы», где установлены 127-метровые эскалаторы. С «Марьиной Рощи» можно будет пересесть на салатовую ветку, а также на платформу МЦД-2. Таким образом, будет создан крупный транспортно-пересадочный узел.

Дизайн «Марьиной Рощи» выбрали участники голосования в проекте «Активный гражданин». В основе оформления станции лежит эстетика фарфора. На платформе разместятся выпуклые по сторонам колонны, похожие на фарфоровые изделия.


«Рижская» откроется на одноименной площади и будет связана пересадкой со своей тезкой — станцией Калужско-Рижской линии. Рядом находится Рижский вокзал и платформы Московских центральных диаметров. С «Рижской» пассажиры также смогут выйти к проспекту Мира, остановкам наземного транспорта, жилым домам и общественной застройке.

На центральной стене перед выходом со станции установят декоративное цифровое табло в форме арки — оно будет показывать время. Саму платформу украсят еще 12 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой. Арка в оформлении станции — ключевой элемент, который символизирует приглашение войти в город.

Художественный облик новой станции «Сокольники» посвятят истории метростроения. Это неудивительно: одноименная станция красной линии была открыта в 1935 году в составе первого участка метрополитена, а неподалеку от нее, на Русаковской улице, располагалась самая первая шахта подземки. Таким образом, в Сокольниках можно будет пересесть со старейшей станции метро Москвы на одну из самых новых.


На путевых стенах, балконах и потолках станции БКЛ «Сокольники» разместят алюминиевые панели с изображением исторических фотографий и плакатов 40–50-х годов XX века. Одну из путевых стен и часть потолка превратят в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий.

Платформа расположится возле главного входа в парк «Сокольники», а со станцией Сокольнической линии ее соединит пешеходный коридор. На прилежащей территории уже началось благоустройство: от выхода из метро до парка протянется липовая аллея с клумбами-скамейками.

Восточный участок

После «Нижегородской» предстоит построить восточный участок Большой кольцевой линии. Он готов более чем наполовину и состоит из четырех станций: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар».


Между Шоссейной и Люблинской улицами, возле пересечения с Волгоградским проспектом, строится станция «Текстильщики» с двумя вестибюлями, которые выйдут на Люблинскую и на Шоссейную улицы. В перспективе это будет крупный ТПУ. Москвичи смогут пересаживаться на станцию «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии и платформу МЦД-2. Здесь же появится надземный пешеходный переход.

Главной особенностью новой станции станет потолок. Он будет состоять из двух уровней, проем между которыми будет подсвечен. Такой прием вызывает ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка и обыгрывает связь с названием станции.


На пересечении улиц Гурьянова и Шоссейной строится станция «Печатники». Вместе с одноименной станцией Люблинско-Дмитровской линии и строящейся станцией МЦД-2 она войдет в состав крупного транспортно-пересадочного узла.

На станциях «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» не будет пересадок на другие линии. Зато они очень пригодятся жителям района Нагатинский Затон, а также посетителям музея-заповедника «Коломенское».

Станция «Нагатинский Затон» появится в начале Коломенской улицы — ее название определили с помощью голосования в «Активном гражданине». По итогам международного архитектурного конкурса для станции выбрали оригинальное оформление — по стенам «поплывут» гигантские, около двух метров высотой, рыбы — обитатели водоемов Московского региона. Изобразят 12 видов рыб, их выполнят из гранита в технике мозаики.


Станция «Кленовый бульвар» разместится на пересечении одноименной улицы с Коломенской набережной, вблизи музея-заповедника «Коломенское». Элементы освещения в подземном вестибюле будут отсылать к культуре сетчатой керамики, развитой на территории Дьякова городища — поселения славян, которое находилось на территории Коломенского в XI–XIII веках.

В будущем эта станция тоже станет пересадочной — с открытием Бирюлевской линии метро.

Бывшая Каховская линия

Следующей станцией за «Кленовым бульваром», если ехать по часовой стрелке, станет «Каширская». Здесь БКЛ пойдет по участку бывшей Каховской линии, которую закрыли на реконструкцию в 2019 году.

«Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую» открыли 11 августа 1969-го в составе Замоскворецкой линии, а в 1995 году из этих станций сделали отдельную ветку метро, самую короткую в Москве. Она была не слишком востребована по сравнению с другими. Пассажиропоток составлял несколько десятков тысяч человек в день, здесь с пятиминутным интервалом ходили укороченные поезда. После включения линии в состав БКЛ интервал сократится до стандартных полутора-двух минут, и пассажиры получат возможность без лишних пересадок добираться в другие районы города.

В 1969 году на «Каширской» построили два зала — чтобы можно было перейти с одной линии на другую, однако сейчас здесь ходят только поезда Замоскворецкой линии. После реконструкции станция снова станет кросс-платформенной: чтобы пересесть с зеленой линии на БКЛ и наоборот, достаточно будет перейти на другую сторону платформы. Работы по реконструкции «Каширской» выполнены более чем на четверть.


«Варшавская» находится на границе районов Нагорный и Москворечье-Сабурово, на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром. Сейчас на ней продолжаются архитектурно-отделочные работы. Колонны на станции облицуют темным мрамором, а путевые стены — панелями из мрамора белого цвета. Вдоль путей уже размещены декоративные панно на историческую тему. Для маломобильных граждан в западном вестибюле планируется установить лифт.

От «Варшавской» поезда пойдут дальше к «Каховской», которая уже открыта. Так замкнется Большая кольцевая линия — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина кольцевой линии составит 71 километр. Она будет состоять из 31 станции.

Официальный сайт Мэра Москвы