Технические специальности снова в моде. Прогресс диктует новые знания, подходы, требования. Инженер нового времени не только знает, как собирать, где подкрутить и как всё это работает. Чтобы выдержать конкуренцию, современный специалист мыслит нестандартно, предлагает новое, стремится к большему. Востребованный инженер – это “технологический креатор”. Хорошо устроится тот, кто строит инновации, а не подстраивается под них.
Подростки, решившие стать техническими профи, идут в инженерный класс. Современное оборудование, городские мероприятия, конференции и главное – собственные проекты. Инженерный класс работает в связке “школа-вуз-предприятие”, чтобы сегодняшние школьники увидели, потрогали, поняли, что ждёт их завтра. И заявили о себе уже сейчас. О проекте “Инженерный класс в московской школе” поговорили со всеми заинтересованными.
Мнение школы↑
Лукашук Олеся Николаевна, директор школы №2107
Когда хорошо начать - не главное
В проекте «Инженерный класс в московской школе» мы участвуем второй год. Так сложилось, что первый год был для нас не очень удачным, даже боялись выбыть из проекта. Но это стало мощным стимулом, толчком к преобразованиям. Мы пересмотрели подходы к формированию класса, команды педагогов, начали тесно сотрудничать с предприятиями и ВУЗами, разработали рабочие программы по профильным дисциплинам. Результаты не заставили себя долго ждать.
Польза и риски
Преимущество по сравнению с традиционным для школы профильным образованием – это профессиональная реализация. Интеграция знаний с умениями и навыками формируют принципиально иную модель выпускника. О таких школьниках можно сказать – взрослеет на глазах.
Вместе с тем есть риски, которые я бы обозначила так: учитель – не инженер, а инженер – не учитель. Готовность учителя к такой деятельности не очевидна, так же, как не очевиден талант инженера к преподаванию. Поэтому нужно искать альтернативу. В нашем случае инженеры выступают в роли соавторов программ по профильным предметам и соруководителями научно-исследовательских проектов, руководителями кружковой деятельности.
Взаимополезный обмен
Как наладить взаимодействие с предприятием, чтобы это было не формальное, а эффективное партнерство? Необходимо формировать взаимный интерес.
Эту задачу мы решили с помощью инициативных родителей, среди которых оказались специалисты в инженерном деле. Благодаря родителям нашими партнерами по проекту стали более десяти организаций! Теперь наши школьники участвуют именно в исследовательских разработках предприятий.
По промежуточным результатам наши партнеры наградили школьников сертификатами, которые предоставляют право на услуги от предприятий: экспертно-аналитическое сопровождение проектов, консультационные услуги, содействие в публикациях РИНЦ (Российский индекс научного цитирования. – Ред.) и ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ. – Ред.). Вот это настоящий «взаимополезный обмен».
Главное - интерес
Учиться в проектном классе сложно, но интересно. Мы не ставим главной целью повысить успеваемость, первый период интенсивного обучения может показать и отрицательную динамику, для нас важно формирование интереса к инженерному делу и формирование предпрофессиональных навыков, которые помогут ребятам стать успешными.
О преференциях
Преимущество при поступлении, безусловно, есть. Победители и призеры конференции «Инженеры будущего» получают до 10 баллов дополнительно к совокупному результату ЕГЭ при поступлении в ВУЗ. А вот научно-исследовательская работа на базе предприятия, совместные научные статьи с научным руководителем по ведущим направлениям деятельности предприятия, уверена, не будут оставлены без внимания у будущего работодателя.
Мнение ВУЗа↑
Петров Вадим Леонидович, проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС»
Как это работает
НИТУ «МИСиС» присоединился к проекту «Инженерный класс в московской школе» в 2015 году. В настоящее время мы сотрудничаем с 35 школами и более 10 предприятиями. Процедура проста и прозрачна: определяем школы, на базе которых откроются инженерные классы, и вместе разрабатываем образовательную программу.
Инженерные классы – это не только специально оборудованные помещения, но и особая среда обучения, в которой вся Москва – образовательная территория. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для успешного обучения в университете.
Важная часть проекта - мероприятия на базе предприятий. Это позволяет учащимся освоить современные технологии. Именно те актуальные инструменты, с которыми в будущем они будут работать.
Особенности программы
В инженерных классах помимо “углубленных” математики, физики, информатики и химии школьники изучают курсы «Основы энергосбережения», «Наноматериалы», «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)», «Инжиниринг», «Материаловедение», «Инженерная графика», «Технический перевод», «Информационное моделирование объектов и процессов», «Химия и жизнь», «Физика в эксперименте», «Робототехника».
Мы разработали уникальный формат обучения, предполагающий систематическую проектную деятельность. Школьники также участвуют в Университетских субботах, Днях открытых дверей (в том числе и выездных), в проекте «Два дня в НИТУ «МИСиС».
МИСиС активно участвует в различных мероприятиях, как выезжая в школы города, так и предоставляя свою площадку. Например, наши преподаватели и работодатели примут участие в Межрайонном фестивале совета директоров «Наши общие возможности – наши общие достижения». Учащиеся, педагоги и родители познакомятся с представителями инженерных профессий, в ходе диалога у школьников сформируется «портрет современного инженера». Современный инженер должен ориентироваться в новых технологиях, владеть широким спектром компетенций, уметь решать уникальные задачи и принимать нестандартные решения.
Каждому своё
Работа с каждым учеником проходит по индивидуальному плану. Для этого школьники приезжают в лаборатории университета, посещают практические занятия и общаются со своим научным руководителем, выходят на экскурсии на предприятия.
Для педагогов в рамках трехсторонних договоров предусмотрены семинары, мастер-классы и повышение квалификации, как по инженерным курсам, так и по проектной деятельности.
Чему научили, то и получили
Яркий пример успешного сотрудничества НИТУ «МИСиС» со школами – привлечение талантливых учеников, нацеленных на инженерное образование. Среди них – Валерий Линьков, ученик выпускного инженерного класса школы №2107. Год назад он начал создавать программу «Компьютерная обработка видеоизображения оптического источника», которая анализирует входящие изображения, и выдает ответы на заданные вопросы: болен ли человек и как его лечить, возможно ли использовать материал как сверхпроводник, правильно ли собран Калашникова и т.п. По словам автора, сфера применения программы обширна: медицина, металлообработка, баллистические испытания.
Весной 2016 года школьник выступил со своим проектом на открытой научно-практической конференции «Инженеры будущего» и Днях науки НИТУ «МИСиС», а тезисы его работы попали в сборник лучших выступлений конференции. Теперь Валерий готовится к поступлению в НИТУ «МИСиС», где надеется продолжить свои научно-практические изыскания.
О преференциях
Инженерный класс не только помогает подготовиться к ЕГЭ и поступить в технический вуз, но дает возможность проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении, инженерном творчестве. При поступлении в МИСиС успешным выпускникам инженерных классов к результатам ЕГЭ будут добавлены баллы по результатам олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.
Стану-ка я инженером!
Зачастую выпускники идут в инженерные вузы, не понимая, в какую среду они попадают. Выпускники же инженерных классов четко представляют себе весь процесс. В инженерном классе школьникам могут не только рассказать, но и показать их перспективы, спроектировать индивидуальную траекторию достижения цели. Вместе с учителями школы и преподавателями университета школьники реализуют свои идеи и воплощают их в собственных проектах.
Мнение работодателя↑
Николашина Светлана Ленонидовна, руководитель департамента по управлению персоналом АО “Объединённая металлургическая компания”
Откуда и зачем мы здесь
Предложение принять участие в проекте поступило от нашего стратегического партнера – НИТУ «МИСиС». Мы уже много лет сотрудничаем в рамках программ трудоустройства, практик и стажировок. Поиск и поддержка талантливой молодежи – одна из приоритетных задач МИСиС и группы ОМК.
Курс на перспективу
Современный инженер должен быть вооружен не столько конкретными знаниями, сколько умением применять их на практике. Важная задача – еще во время учебы формировать навыки самоорганизации, саморазвития и самообучения. Работодатели большое внимание уделяют так называемым «надпрофессиональным компетенциям»: умению работать в команде, эффективно коммуницировать для достижения поставленных целей.
Подготовка таких специалистов – дело непростое, поэтому начинать нужно еще в школе. Инженерные классы – важный элемент профориентации школьников. Такое обучение способствует профессиональному становлению и успешной социализации. Ребята, окончившие инженерный класс будут более конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках труда.
Уникальность проекта
Инженер XXI века – это человек, который создает будущее. Современные технологии требуют от специалистов знания не только естественнонаучных и технических дисциплин. Для того, чтобы создавать инновационные решения, необходимо разбираться в истории, экономике, социологии, психологии, литературе и искусстве.
Активная творческая деятельность – ключевой момент на уроках информатики и технологии в инженерном классе. Именно в этом его уникальность.
Инженерная дружба и планы на будущее
Мы наблюдаем рост престижа инженерных специальностей. Этому немало способствуют образовательные проекты, в том числе «Инженерный класс в московской школе». Старшеклассники приобретают углубленные технические знания, совершенствуют навыки самостоятельной работы, развивают личностные качества. Их отношения с вузами превращаются в плодотворное взаимовыгодное сотрудничество, привлекательное и мотивирующее.
Наша компания сотрудничает со школами и вузами как в Москве, так и в регионах. Например, в прошлом году группа школьников посетила наше предприятие в г. Выксе Нижегородской области. Планируем в этом году проведение экскурсий, в том числе виртуальных. Мы приняли активное участие в первой научно-практической конференции «Инженеры будущего». В настоящее время совместно с НИТУ «МИСиС» и инженерными классами работаем по направлению «новое материаловедение». В будущем планируем запускать проекты по заданию предприятий и сопровождение талантливых школьников при участии Образовательного центра «Сириус».
Мнение родителя↑
Лисичкина Екатерина Олеговна, представитель НКО “Родительская общественность”
Наш выбор
Выбор инженерного класса был сделан моим ребёнком, конечно, осознанно. Первое от чего мы отталкивались – это интерес и способности. Сыну нравятся и гуманитарные, и технические предметы, но с появлением инженерного класса Егор сделал свой выбор в пользу нового проекта. Поскольку он человек серьёзный и ответственный и обосновал свой выбор, мы всей семьей поддержали его интерес. Сейчас Егор учится в выпускном классе.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- больше возможностей на практике ознакомиться с азами инженерной профессии. Понять, какое именно направление лучше выбрать;
- участие в инженерных конференциях;
- углубленное изучение профильных предметов;
-целенаправленное и систематическое посещение ВУЗов инженерной направленности.
Минусы:
- жаль, что мы уже в 11 классе, и этот проект не начался раньше.
Инженерный класс как стимул и бонус
Участие в проекте – это серьёзный стимул для повышения успеваемости, ведь в классе учатся заинтересованные ребята, поэтому и с учебной программой нет проблем. А по профильным предметам успеваемость стала стабильно хорошей.
Конечно, на ЕГЭ ребятам никто не поможет, кроме самих себя. Но наша школа в рамках проекта «Инженерные классы» сотрудничает с МГТУ ГА и МАИ. ВУЗы дают возможность целевого набора - отличный бонус для ребят.
Выпускники участвуют в проектной деятельности: не только хранят свои работы, но и совершенствуют их. Мы надеемся, что это станет дополнительным плюсом при поступлении в высшее учебное заведение.
Мнение школьника↑
Охорзин Егор, учащийся инженерного класса школы №830
Инженерия привлекала меня с детства. Всегда нравилось что-то проектировать, конструировать, изобретать. Пока в планах поступать в МАИ и МЭИ, конечно, на инженерные факультеты.
Этот проект мне нравится. Гораздо интереснее изучать необходимые тебе профильные предметы, ведь мы создаем собственные проекты, отрабатываем технические знания на практике. В инженерном классе я на себе ощутил, что такое техническая специальность, что меня ожидает в будущем. Мечтаю стать хорошим, востребованным специалистом и думаю, что выбрал правильный путь.