Проект "Медицинский класс в московской школе" официально стартовал в 2016 году. До этого лишь в единичных классах школьников целенаправленно готовили к поступлению в вуз. Да, только к сдаче экзаменов, но в полной мере не давали представления о профессии.
Проект принес в московские школы лаборатории, а лекции ведут профессора Первого меда. Ученики с 15 лет ходят в университет и заключают отложенные трудовые договоры: ребята уже в школе знают, где будут работать, если окончат обучение в институте на "хорошо" и "отлично". Школьники участвуют в благотворительной программе: помогают больным в клиниках и одновременно становятся ближе к профессии. Мы спросили двух деятелей медицины и директора благотворительного фонда о роли проекта в подготовке будущих кадров.
Мнение школы
Марина Козарь, декан факультета довузовской подготовки института имени Сеченова
«До проекта "Медицинский класс" у нас уже были подшефные школы, с некоторыми сотрудничаем более 20 лет. Ученики этих школ отличаются от остальных детей. Разница между выпускником медицинского класса и ребенком, который готовился с репетиторами, огромна. Во-первых, это время, потраченное на подготовку: в медклассе его намного больше. Во-вторых, в профильных классах работают лучшие педагоги и учатся лучшие ребята. Поэтому уровень здесь совершенно другой.
Раньше таких школ было 20, теперь — более 100. Отбор учеников налажен: в нашей профессии нет случайных людей. Чтобы ребенку попасть в медкласс, нужно пройти тестирование: его проводит наш университет. В ходе обучения проводятся компьютерные тесты — срез знаний. Это дисциплинирует как учителей, так и детей: машину нельзя обвинить в необъективности.
В школе мы преподаем профессиональные предметы: они развивают выдержку и терпение к окружающим. Мы проводим конференции, бои знатоков, турниры. Из крупных мероприятий: "Старт в медицину" — это всероссийская конференция, где ребенок может не только показать себя, но и сравнить с другими. В этом году она прошла 13-14 апреля в нашем университете.
Также есть Всесоюзная Сеченовская олимпиада по биологии и химии — проводится в 10 и 11 классах. Для детей помладше есть предпрофильное интеллектуальное соревнование. Мы перевели часть программ и методических материалов по химии и биологии на английский язык. Теперь ребята могут написать отдельную олимпиаду на иностранном языке по основным предметам.
Профильная подготовка в школах – это образовательная программа "Шаг в медицину". Например, ребята учатся оказывать первую помощь. Внутри системы мы работаем не только с детьми, но и с педагогами. Наши специалисты дисциплинируют школьников, и это хорошо сказывается на их отношении с учителем. Педагог становится с ними по одну сторону баррикады, и доверие растет.
Выпускник медицинского класса не может «выдохнуть» на первых курсах института. Если хочется отдохнуть, то Первый мед – не тот университет. Здесь можно только «вдохнуть» еще больше знаний, а медклассы готовят к нашей атмосфере».
Мнение работодателя
Василий Карнаухов, врач-нейрохирург ФГАУ Национального научно-практического центра нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко
«Мы подписали отложенные трудовые договоры с учениками лицея №1574. Детей много: в институт приходило более 20 человек, а на мою апрельскую лекцию записалось более 60. Когда ребята были у нас, мы вели беседы, показывали операционные и записи хирургических вмешательств. У нас есть возможность транслировать онлайн-операции и объяснять, что и зачем делает хирург. Всех детей мы спрашиваем, хотят ли они находиться в операционных. В любой момент ребенок может выйти. Для человека, который собирается стать врачом, травмой это точно не будет.
Я выпускник школы, которая работала по программе медкласса еще 15 лет назад. Поэтому считаю проект важным. На первую операцию попал в 8 классе. Мне стало нехорошо из-за специфических запахов в операционной. Я вышел, подождал и пришел обратно. И вот, 10 лет работаю в нейрохирургии. Тогда проект помог мне, а сегодня "Медицинский класс в московской школе" служит ученикам».
Исполнительный директор благотворительного фонда содействия в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи детям с тяжелой травмой и ее последствиями Карина Айриева рассказала нам о вовлеченности школьников в работу с пациентами.
Карина Айриева, исполнительный директор благотворительного фонда содействия в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи детям с тяжелой травмой и ее последствиями
«В течение всего года к нам приходят ребята. Постоянно идет запись групп, которые хотят участвовать в благотворительном движении. Школьники бывают во всех больничных отделениях, то есть видят работу каждого профиля.
Перед нами стоят две задачи: воспитать культуру безопасности и помочь определиться с выбором профессии. О первой: ребята приходят в отделения и видят выпавших из окон детей, людей, которые пережили множественные травмы, и многое другое. Это помогает им быть аккуратнее к себе и рассказывать увиденное близким: дети — наш рупор. О второй: уже сейчас отсеивается часть ребят, и это не может не радовать. Значит, с нами остаются только заинтересованные школьники. Плюс мы помогли "выбывшим" понять, что это не их путь.
Перед началом волонтерской работы мы провели конференцию: рассказали, что ребята будут делать и зачем. Дети, которым нравится профессия, сразу видны. Они учатся в школе до трех часов дня, а после идут к нам, как на вторую смену. Работы выполняют разные: крутят тампоны и помогают младшему медицинскому персоналу. Но самая значимая помощь оказывается родителям, у которых лежачие дети: они не могут ни на минуту отойти от больничной койки. Благодаря школьникам у взрослых есть возможность сходить в магазин и домой».
В этом году впервые выпускники медицинского класса напишут предпрофильный экзамен. 6 апреля 1,5 тысячи учеников приехали в Конгресс-центр Первого меда на апробацию. Школьники и их наставники проверили свои теоретические знания с помощью компьютерного тестирования. А практические – на манекенах и тренажерах.
Мероприятие посетили руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина и ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко. Они высоко оценили старания ребят. Также своими впечатлениями поделились школьники.
Мнение школьника
Фрол Гугнин, «Курчатовская школа», 11 класс
«Здорово, что для нас организовали такое мероприятие! Многие могут попробовать себя в роли квалифицированных специалистов. Можно потренироваться, отточить навыки.
Я попробовал на тренажёрах сделать гастроскопию, удаление опухоли из матки, сердечно-лёгочную реанимацию».
Полина Сафронова, лицей № 2010, 11 класс
«Меня очень впечатлили манекены-симуляторы. Мне понравилось то, что и пульс можно проверить, и болезнь прощупать. Я такого никогда не видела.
Я прошла практическую часть экзамена. Мне попался не очень сложный кейс – вывих. Нужно было выбрать медикаменты и показать, как накладываются шины. А тест был сложнее. Там была и генетика, и ботаника, и болезни, и много других тем. Не всё из этого я знала. А вообще, очень понравилось, я под впечатлением».
На опыт столицы смотрят не только регионы, но и соседние страны. В середине марта в Москву приезжали директора школ республики Молдовы. Они увидели работу медицинского и инженерного классов, фрагмент урока по проекту Московская электронная школа (МЭШ) и лабораторную работу по физике с использованием 3D-очков. Гостей удивила открытость аттестации руководителей школ, которая транслировалась онлайн в интернете.
Проект "Медицинский класс" — это возможность окунуться в профессию и почувствовать себя врачом, будучи в школе. Или понять, что это не твое — тоже важно. Для ребят, которые хотят себя попробовать в других профессиях, есть профориентационные мероприятия. В рамках проекта "Профессиональный импульс" школьники и студенты колледжей (в том числе с ОВЗ) участвуют в мастер-классах и тренингах. Профессиональные сферы разные: IT-технологии, машиностроение, экономика и финансы, торговля, парикмахерское и швейное дело. Лекции проводят специалисты компаний на базе предприятий.