Некоторые родители не хотят, чтобы их дети учились с инвалидами. Почему так происходит и как объяснить, что инклюзия – это польза для обеих сторон? Как создать единую среду для здоровых детей и детей с инвалидностью? Как инклюзия отражается на развитии, здоровье, социальной адаптации как обычных, так и особенных детей? Что делают директора и учителя, чтобы отношение к проблеме менялось в лучшую сторону?
Материалы по теме:
Содержание
На тему инклюзии в образовании поговорили с Баталовым Антоном Сергеевичем, председателем Ассоциации инклюзивных школ Москвы.
Что такое инклюзивная среда и стоит ли её создавать
↑
Сегодня вопрос уже так не ставится. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) столь стремительно растёт, что школы обязаны создавать инклюзивную среду. В России только по официальным данным насчитывается около 2 млн детей с ОВЗ (8% от всех детей), 600 тысяч из них – инвалиды. В школах Москвы обучается 53 тысячи детей с особыми образовательными потребностями, в том числе более 20 тысяч детей-инвалидов. Это примерно 7,5% от общего контингента учащихся, для которых необходимы особые условия, – организационные, пространственные, психологические, методические. Совокупность этих условий и есть образовательная среда, которая уже существует.
Современная московская школа – это школа для всех и каждого. У каждого ребенка есть потенциал, каждый имеет право на психологическую поддержку, социальное благополучие. А каким образом объединить в одном пространстве детей с разными особенностями и возможностями? Лишь создав для них единое образовательное пространство. Это и специальные условия для особых детей, и социальное взаимодействие особенных и здоровых детей, и формирование жизненных навыков. Мы ориентируемся на общий результат – «готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Для этого мы объединили общее, специальное и дополнительное образование в одно целое.
Хотелось бы особо подчеркнуть: инклюзивная культура формирует правильные социальные установки. Это нравственные ценности, толерантность, поддержка, принятие, сотрудничество.
Почему недовольны и как объяснить↑
Поверхностное восприятие↑
К сожалению, многие родители воспринимают школу как место личного обучения и личного воспитания их единственного и неповторимого ребенка. При этом они не задумываются о его социализации. Упускают тот факт, что знания сами по себе и воспитанность сама по себе никому не нужна. Человек является человеком лишь в обществе.
А общество – это не только отличники, здоровые и хорошие люди. Общество, оно разное. В реальном социуме очень много противоречий: уровней развития людей, профессиональной подготовки, мировоззрений. У всех разные потребности и предпочтения.
И во всем этом динамическом единстве ребенок должен найти свой путь. Он должен уметь разрешать противоречия, терпимо относиться к ближнему, уметь чувствовать чужую боль и нести ответственность не только за себя, но и за других людей.
Всему этому надо учиться, просто так это не дается. И теоретических знаний здесь недостаточно: нужна постоянная практика общения с разными людьми. Это возможно в инклюзивной образовательной среде.
Вспомним Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Он будет мешать↑
Также типичный миф для родителей – особый ребенок будет отнимать больше времени на уроке, и это повлияет на качество образования остальных детей. Можно услышать такие фразы: он будет мешать, он отвлекает педагога, у учителя не хватит на всех времени.
Да, работа с особыми детьми требует дополнительных ресурсов и временных затрат. Но арсенал педагога – это не время урока, а предварительная подготовка. И это не только задача учителя, но и администрации. Она обеспечивает особую пространственно-временную организацию для оптимального «встраивания» ребенка в процесс. Мы используем технологии, которые позволяют проводить урок с учетом разноуровневого класса: дифференцированный подход, электронное обучение, современная техника, интеграция в электронный сценарий урока (проект “Московская электронная школа”. – Ред.) коррекционных и дидактических приемов.
Обучаясь вместе, дети выполняют разные социальные роли: лидера, наставника, помощника, партнера. За пределами школы мир не разделён на людей с особыми потребностями и без них. Опыт сотрудничества провоцирует эмоциональный отклик и формирует отношение к особенным людям как к равным партнерам.
Меняться к лучшему ↑
В Москве произошел качественный скачок в области инклюзивного образования. Этому способствуют, в частности, специальные проекты. Например, “Ресурсная школа”: в школах выстраиваются вертикали от дошкольного до профессионального образования, происходит распространение технологий сопровождения особых детей, их обучения и развития. Благодаря “Ресурсной школе” созданы методические базы по этой проблеме в каждом межрайонном совете директоров. Другой пример – проект «Инклюзивная молекула»: дети с расстройствами аутистического спектра получили возможность социализироваться в среде сверстников, а не оставаться изолированными. Многие школы заимствовали опыт постепенного включения детей с аутизмом в образовательную ситуацию.
На «Международном Московском салоне образования 2017» мы общались как с представителями московских школ, так и школ из регионов. Коллеги отмечают существенные изменения в содержании образования и подходах к совместному обучению разных детей. Есть тенденция к увеличению контингента детей с ОВЗ, которые обучаются в инклюзивных классах. Коллеги делились опытом обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.
Еще раз хочу подчеркнуть важность создания инклюзивной среды. Реальная практика показывает: формирование гуманной позиции школьника по отношению к инвалидам малоэффективно, если оно базируется только на передаче соответствующих знаний, советов, инструкций и т. п.
Abilympics в России ↑
Международное движение Abilympics создано для помощи в трудоустройстве людей с инвалидностью. Россия присоединилась к движению в 2014 году, и это значимое событие не только для московского или российского образования, но и для всего общества в целом. Мало создать особую инклюзивную и толерантную среду в образовательных организациях. Если общество в целом не пронизано идеями поддержки и адаптации инвалидов, то вчерашние школьники будут попадать в иную среду – жесткую и нетолерантную. Ведь воспитывает не школа, воспитывает все общество.
В Управляющий совет Abilympics в России вошли руководители Всероссийского Общества глухих, Всероссийского Общества слепых, Всероссийского Общества инвалидов, Российского Клуба психиатров и других авторитетных организаций.
Важное направление деятельности Abilympics – международные соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов (http://abilympicspro.ru/). В марте 2016 года Первая российская национальная сборная приняла участие в 9-м Международном Чемпионате Abilympics в Бордо (Франция), завоевав три бронзовых награды.
Abilympics в школе↑
Abilympics Russia отличается тем, что в соревновательную программу включены школьники. И это правильно! Ведь профориентация лиц с инвалидностью начинается именно в школьные годы. Соревнования Abilympics позволяют не только попробовать различные профессии, но и показать себя в них. В 2016 году победителями стали 34 школьника из разных регионов России, из которых 26 человек – учащиеся московских школ. И области, в которых они добились успеха, – самые разные. Это администрирование баз данных и вязание крючком или спицами, дизайн персонажей и лозоплетение, мультимедийная журналистика и резьба по дереву, флористика, репортерская фотография и художественный дизайн.
Мы с полной уверенностью можем сказать, что стали частью мирового движения Abilympics, так как нашли в нем свою нишу – образовательную.