Приближается новый учебный год. Родители будущих первоклашек с волнением ждут 1-го сентября, мечтают о том, как их чадо принесет в дневнике первую «пятерку», потом с отличием окончит год, потом с медалью – школу, а дальше с красным дипломом - институт... И все задатки для этого есть: на подготовку к школе ребенка водили, читать-считать научили, в детский сад для социализации отдали. А спустя время родители теряются в догадках: Почему вместо «пятерок» - «тройки»? А как же медаль и красный диплом? Что происходит?
Так что же мешает ребенку стать успешным учеником? О возможных причинах рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова.
- Все сейчас твердят о мотивации к учебе. Если без нее обойтись, то как ее сформировать у ребенка?
- Вы когда-нибудь задавались вопросом: в чем задача начальной школы и первого класса, в частности, если родители и педагоги-дошкольники научили ребенка всему, чему можно, еще в детском саду? Опираясь на собственный профессиональный и материнский опыт, скажу так: стратегическая задача — общими усилиями сделать все возможное, чтобы в новой роли ученика ребенок ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ УСПЕШНЫМ. Именно от этого личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет. Продолжит ли он образование после школы, как он сдаст ЕГЭ, что станет основой его жизни - мотивация достижений или движение по течению? Ответы на все эти вопросы начинают вырисовываться буквально с первых школьных шагов вашего чада. Мотивация – это внутреннее побуждение к действию, «ответ» на потребность. Создайте в учебной деятельности ситуацию удовлетворения потребности ребенка в деятельности, развитии, признании – и мотивация к учебе возникнет естественным образом.
- Мы все иногда совершаем ошибки. Как ребенку поверить в себя, если однажды он уже потерпел неудачу?
- Есть два пути, по которым ребенок может пойти, столкнувшись с трудностями. Первый путь связан с поиском средств, ведущих к достижению результата. Ребенок идет к своей цели и, как правило, ее достигает. Во втором случае, он анализирует всевозможные препятствия и ищет пути их обхода. То есть, стараясь избежать неудачи, сначала отклоняется от курса, а потом и вовсе забывает, куда и зачем шел. Получается парадоксальная ситуация – я постоянно ошибаюсь именно потому, что очень стараюсь не ошибиться…
Поведение, направленное на успех, формируется между четырьмя и тринадцатью годами. В этот период ребенок постоянно находится в ситуации преодоления трудностей и решения задач. Очень важно, чтобы именно сейчас у него сформировалась и закрепилась «отправная точка отсчета» — твердая вера в себя и собственные силы. Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке, как к «точке роста».
- Есть ли четкие правила, помогающие ребенку достичь успеха?
Независимо от того, чем родители занимаются с будущим первоклашкой, им следует всегда ставить перед собой цель – формирование у ребенка поведения, направленного на успех. Помогут в этом следующие принципы.
- Взрослый должен с интересом заниматься совместной с ребенком деятельностью, стремиться добиться в ней успехов. Только в этом случае возможно развитие мотивации у дошкольника. Он видит, как ведет себя взрослый, подражает ему, испытывает чувство удовлетворения и радости от приложенных усилий, получает поощрения, переживает приятные эмоции. Именно положительные эмоции, которые испытывает малыш, лежат в основе формирующейся мотивации достижения успеха! Чем чаще и больше ребенок испытывает их, тем скорее и прочнее формируется направленное на успех поведение.
- Стимулируйте достижения ребенка. Следует подбирать такие задания, чтобы он мог не только использовать свои интеллектуальные возможности и уже имеющиеся навыки, но также учился творческому поиску, находил неочевидные ответы. Например, альтернативой математическим упражнениям и чтению может стать разгадывание и придумывание загадок, участие в семейных конкурсах (например, кто больше знает названий сладостей), различного вида игры, в которые вы будете играть вместе. Только умерьте свое желание поддаваться ребенку! Его победа должна быть настоящей, только тогда он ощутит ее неповторимый «вкус». Если в игре победили вы, а не ребенок, покажите ему пример истинного удовлетворения от успеха, а также благородного отношения к проигравшему. Объясните ребенку смысл изречения: НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ! Пусть оно станет вашим общим кредо.
Анастасия Кузнецова, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.