Руководитель министерства природных ресурсов и экологии Александр Козлов сообщил о модернизации системы мониторинга «Север», которая будет использоваться для изучения Арктики, и о строительстве новой станции «Восток» в Антарктиде.
Российская Федерация будет наращивать научное присутствие в Арктике и Антарктике. В двухлетней перспективе появятся новые научно-исследовательские станции и будет разработана система мониторинга зоны вечной мерзлоты. Эти проекты по поручению президента курирует министр природных ресурсов.
Новый «Север»
Исследование Северного и Южного полюсов является одним из важнейших направлений работы российских ученых. Как рассказал руководитель Минприроды Александр Козлов, в планах масштабные научные проекты и экспедиции.
С недавнего времени для мониторинга Арктики отечественные исследователи применяют автономную робототехнику. В ближайшие годы их внедрение будет расширено. Роботы помогут точнее оценить объемы накопленного вреда арктической экосистеме. В частности, речь идет об измерении выбросов сажи и метана, которые воздействуют на формирование парникового эффекта.
В активной стадии — модернизация системы мониторинга и прогнозирования «Север». Она собирает и передает множество данных о состоянии льда и метеоусловиях. Модернизация и внедрение системы будут регламентированы соответствующим федеральным законопроектом, который разработали в ведомстве природных ресурсов и экологии.
Современный «Восток»
В Антарктике Россия запланировала не менее масштабные мероприятия. Так, к 2025 году введут в работу новую станцию «Восток». Ее предшественница была создана в середине прошлого века и сейчас частично находится под снегом.
На новой станции каждый блок будет работать автономно, одновременно на ней смогут жить и работать в комфортных условиях 35 ученых.
Министр природных ресурсов Козлов Александр Александрович, в прошлом занимавший пост губернатора Амурской области, отметил, что «Восток» важен для оценки парниковых газов, влияющих на мировой климат.
Проект реализуется поэтапно. В конце прошлого года в Антарктиду доставили новый зимовочный комплекс из 133 модулей. И это только треть от всего объема грузов, который необходимо транспортировать на континент.
Кроме того, в 2023 году начнется строительство нового научно-исследовательского судна «Иван Фролов». Оно объединит в себе функции танкера, ледокола, сможет перевозить грузы и пассажиров.
Для защиты вечной мерзлоты
Вся предстоящая работа направлена на сохранение уникальной экосистемы двух полюсов, обеспечения безопасности и развития Дальнего Востока.
Как рассказывает Козлов Александр Александрович, биография которого тесно связана с контролем экологической ситуации, каждый год на территории РФ фиксируют около 50 случаев разрушения участков вечной мерзлоты. Это связано с развитием инфраструктуры в северной части России.
Таяние опасно тем, что может привести к техногенным авариям: к разрушению дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства и, конечно, человеческим жертвам.
Единая система мониторинга состояния льдов позволит спрогнозировать и избежать чрезвычайных ситуаций.