Вряд ли можно говорить, что мы живём в эпоху слома культурных формаций. Слом уже произошёл. Интернет и носимые гаджеты изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Если раньше человек путешествовал, чтобы увидеть что-то новое и необычное, то теперь все вещи мира «приходят» к нему в дом –вся планета становится единым культурно-образовательным пространством. Музейная машина столкнулась с радикальными изменениями в культуре, экономике и социуме. Какие тенденции можно проследить в музейной сфере?

Новые технологии

Сегодня технологичность учреждения не ограничивается точкой доступа к Wi-Fi. Новые технологии необходимы музеям в первую очередь для того, чтобы выстраивать общение с аудиторией не только в офлайн, но и в онлайн-среде. Делится новостями на своих страницах в соцсетях и по почте, публиковать лучшие сокровища своих коллекций с помощью сайтов и приложений, да и просто говорить с аудиторией на одном языке.

Как это в мире?

В 2013 году Государственный музей Нидерландов (Рейксмюзеум) оцифровал 125 тысяч экспонатов из своего собрания, в том числе и лучшие произведения одного из главных голландских гениев – Яна Вермеера. А в этом году этот же эксперимент повторил и Британский музей, выложив в октрытый доступ 4,5 тысячи изображений своих экспонатов.

Как у нас?

Первым в России тенденцию поддержал ГМИИ им. Пушкина – музей поделился 1200 изображениями из своей коллекции. А с этого года с коллекциями ГМИИ им. Пушкина и Третьяковской галереи теперь можно познакомиться при помощи специальных мобильных приложений.

Мультимедийность и синтез искусств

Синтезом искусств уже в XX веке удивить было сложно. ВXXI же к этому добавилась и повальная мода на мультимедийность – даже рядовой зритель привык получать информацию сразу из нескольких источников.

Как это в мире?

Один из самых популярных художников XX века Энди Уорхол, а немного ранее – знаменитые французы Марсель Дюшан и Андре Бретон – размывали границы между искусствами. Последователи пошли дальше: – их стараниями было рождено так называемое «мультимедийное искусство»– произведения, которые создаются при помощи новых технологий (видеоарт, веб-арт, медиаинсталляции и т.д.). Сегодня мультимедиа-технологии стали настолько привычны и понятны, что сих помощью представляют не только новое искусство, но и лучшие произведения прошлого.

Как у нас?

Отвечающий за мультимедиа-искусство в столице «Мультимедиа Арт-музей» в следующем году отпразднует своё 20-летие. Да и для остальных московских музеев подобные выставки стали ещё одной вехой в рабочем процессе. В 2015 году с огромным успехом прошли три мультимедийные выставки в центре дизайна Artplay: «От Моне до Сезанна», «Великие модернисты» и «Микеланджело. Сотворение мира». А один из старейших в Москве Дарвиновский музей в этом году показывает свето-видео-музыкальную экспозицию «Живая планета».

Интерактивность

Аудитории музея уже недостаточно просто разглядывать экспонаты. Интерактивные спектакли и выставки, во время которых зритель становится непосредственным участником процесса, становятся всё популярнее у рядового посетителя.

Как у них?

Один из самых известных американских интерактивных культурных пространств – Музей новостей в Вашингтоне, где каждый посетитель может попробовать себя в качестве журналиста и даже записать собственный репортаж. Европейские музеи тоже не обходятся без этой формы искусства.Построенный в 1981 году барселонский Научно-познавательный музей CosmoСaixa в середине нулевых был полностью переоборудован. Там выстроили настоящие тропические леса, чтобы каждый посетитель мог почувствовать себя в дебрях Амазонки.

Как у нас?

Меккой интерактивного искусства в Москве стал музей «Экспериментариум», который открылся в 2011 году. Здесь можно лично поучаствовать в экспериментах и почувствовать себя настоящим исследователем. Не отстают и музеи с историей – в этом году Музей Москвы запустил проект «Мастерславль в Музее Москвы», который даётвозможность школьникам познакомиться с профессиями уходящей эпохи (например, попробовать себя в роли связистки или чистильщика обуви).

Массовые мероприятия

Стоит сказать, что проведение массовых музейных мероприятий и акций было невозможно до того момента, как музеи перестали воспринимать исключительно как образовательные или туристические центры. Сегодня музей – это глобальная культурно-развлекательная площадка, которая привлекает самую разную аудиторию.

Как в мире?

Первым городом, в котором была проведена «Ночь музеев» была столица современного искусства – Берлине – в 1997 году. На сегодняшний день «Ночь музеев» проводится в 42 городах Европы, и пользуется большой популярностью как среди молодёжи, так и у пожилых европейцев.

Как у нас?

К международному мероприятию «Ночь музеев» Россия присоединилась в 2002 году. За последние годы популярность «Ночи музеев» в Москве сильновозросла – в 2015 году в ней приняли участие 1,5 миллиона человек. Кроме того, в этом году была проведена уже третья по счёту «Ночь искусств» и Международная биеннале молодого искусства.

Как эти тренды повлияли на эффективность музеев? Если верить сухой статистике, то только в Москве за последние 5 лет посещаемость музеев выросла на 43%. Однако значимость культурных учреждений сложно взвесить и подсчитать. По словам культуролога и музееведа Владимира Дунельского, «эффективность – это не количество денег в кассе, а степень влияния на процессы, идущие в обществе, на жизнь на данной территории». И вот об этом судить пока рано.