16 октября в пространстве арт-платформы Cube.Moscow откроются девять новых выставок.

16.10.21 — 16.11.21

Выставка «Ясное отчетливое насыщенное» в большом зале от voblago.club

В большом зале Cube.Moscow благотворительная организация voblago.club представит международный проект «Ясное отчетливое насыщенное». В нем примут участие российские художники Ксения Драныш, Семен Мотолянец, Юлия Кривозубова, Яр Пикулев и турецкая художница Бетул Санджакли. Куратором проекта выступит искусствовед и основатель voblago.club Ольга Мансир.

Представленные на выставке работы — результат пережитого опыта художников, связанного со судьбоносными знакомствами с новыми людьми и новыми городами, а также с объектами пластического искусства, философскими идеями современников, образами из мирового кинематографа и литературы.

Цвет поглощает и обогащает пространство, его вибрации оказывают целительный эффект для зрителя. Цвет — как форма эскапизма для жителей сурового мегаполиса.

Участники: Ксения Драныш (Москва), Семен Мотолянец (Санкт-Петербург, родом из Беларуси), Юлия Кривозубова (Москва), Яр Пикулев (Палех), Бетул Санджакли (Стамбул).

Организатор voblago.club — благотворительная организация, которая с 2016 года собирает деньги на поддержку врачей-онкологов с помощью современного искусства.

16.10.21 — 16.11.21

Выставка Кати Лукиной «Концерт в клубе “Семена”» в галерее «Алиса»


Работы Кати Лукиной густо населены различными образами. Сюрреалистические персонажи не то с полотен Доротеи Таннинг, не то из анимационных фильмов Андрея Хржановского предстают в интерьерах или на фоне загадочных макабрических пейзажей, довлеющих своей фантастической мощью. Они рассредоточены среди абстрактных линий и пятен, навевающих ассоциации с их возможными прототипами из искусства авангарда. Цикл работ Лукиной, впрочем, повествует не об авангарде, а некоем концерте в клубе «Семена» — именно так озаглавлена первая персональная выставка художницы и представленная на ней серия работ. 

Каждая сцена этого концерта предстает целостной и завершенной, но ее значение ускользает от смотрящего. Никаких подсказок, намекающих на суть происходящего, художница не оставляет. Кто такая Джуди, с чьего выхода на сцену начинается концерт? Кто играет на «расстроенном пианино», вступающем в игру в «Одиннадцатом выступлении» после того, как в «Десятом выступлении» было запланировано «ее похищение»? Ее — кого именно? Сам клуб «Семена» фигурировал в самиздатской книге Лукиной «Мурашевский дом» (2019), но этот факт — ссылка на саму себя — едва ли что-то добавляет к пониманию ее новых работ.

Работы из серии «Концерт в клубе “Семена”» (2020-2021) — многослойные рельефы на фанере или сквозные рельефы,  иногда дополненные элементами из металла. Изображения, изначально созданные средствами компьютерной графики, перенесены на поверхность при помощи ультрафиолетовой печати. Сами образы «собирались» художницей буквально с нуля, начиная с произвольного абстрактного пятна на белом экране, которому Лукина придавала форму, рельеф и цвет и который окружала соседствующими изображениями, руководствуясь не заранее заданным сюжетом (к ее работам не существует и эскизов), но полагаясь на наитие, сиюминутные ощущения и собственный внутренний настрой, подталкивающий к выбору того или иного визуального решения.

Никакие его идеи и образы, возникающие в нашем сознании, в действительности не начинаются «с белого листа» и сконструированы воспринимаемой реальностью, языком и порядком вещей. Но Лукина отказывается от намеренного цитирования общих и скрытых мест мирового культурного архива. Субъективную логику ощущений художница возводит в ранг метода. Не иллюстрируя собственные мысли или истории, но визуализируя делезовские представление о художнике как создателе блоков новых, еще не знакомых нам ощущений, которые оказываются свернутыми и которые могут быть раскрыты внутри объекта искусства.

Каким образом стоит смотреть на подобные работы? Как распутывать эти «клубки ощущений», каждый из которых хоть и предстает самодостаточной, завершенной, имеющей название сценой, на деле оборачивается фантомом предполагаемых значений? И конкретные детали каждой работы, включая подписи к ним, лишь подчеркивают его перманентное ускользание. Быть может, вся суть — в монтажных стыках и склейках, присутствующих в работах на выставке? Манере, при помощи которой рельефные детали крепятся к фанерной доске, а само изображение складывается на нескольких прилаженных друг к другу деревянных поверхностях, протравленных ультрафиолетом? И сцены «Концерта» перемежаются этими малозаметными сочленениями как знаками пунктуации, придающими сказанному смысл?

Но если художница собирает свои работы с произвольно выбранного фрагмента, то смотреть их можно точно таким же образом, цепляясь взглядом за выхваченные из общего целого детали и «разворачивая» изображение в разных направлениях, задерживаясь на конкретных деталях или пробуя охватить сознанием каждую отдельную сцену «Концерта» или весь «Концерт» целиком. В статье о политике инсталляции Борис Гройс характеризовал искусство как «демонстрацию … упускаемых из виду реальностей». «Концерт в клубе “Семена”» не возвращает зрителю эти упущенные реальности, но, не раскрывая их действительный образ, указывает на саму возможность их существования. Оставляя зазор для того, что не было сказано, не проявилось в речи и не поступило на поверхности.

Оставаясь, по логике Гройса, «пространством несокрытости, непотаенности», противостоящем логике исключения, скрывающейся за мнимой завершенностью и прозрачностью действующего порядка вещей.

Катерина Лукина (@lukiplotser) родилась в 1995 году в Мытищах, живёт и работает в Москве. В 2019 году окончила факультет графических искусства МГУ печати им. И.Фёдорова (факультет графических искусств). Участница выставок в галерее ISSMAG, Фонде культуры “Екатерина”, галерее “ЗДЕСЬ на Таганке”, а также международных проектов в Китае, Словакии, Польше.

16.10.21 — 16.11.21

Выставка Валерия Чтака в галерее Syntax 


Галерея Syntax представит новый проект Валерия Чтака «Очередная персональная выставка» с новой серией живописи и объектов. «С. тоже считал, что лучше наоборот. Есть подозрение, что так на него влияла музыка, которую он постоянно слушал. Но сам С. это никогда не признавал. Он думал, что все дело в его невероятной начитанности. Ею, он, конечно, не обладал.

Начитанность его была мифом, который выдумал его университетский преподаватель. С. так в это уверовал, что решил книг больше никогда не читать. Разумеется, книг он прочел изрядно, но о какой-то невероятной начитанности говорить не приходится. Хотя, если вдуматься, прочитавший много книг,-- это и есть начитанность.

В любом случае, делать так, как получалось, С. не хотел. Он хотел делать ровно наоборот. Стоит ли говорить, что он был абсолютно прав? Конечно, кто-то может возразить, мол, ничего подобного, получилось-де не особо. Но все же видят, что вышло все именно так, как предупреждал С. Он так всем и говорил: а я ведь предупреждал. И, хоть он и был прав, никто этого не принял. Может, всем просто надоела его настойчивость. С. уехал в горы. На время».

Валерий Чтак (р.1981, Москва) — российский художник. С 1998 года посещал Школу современного искусства Авдея Тер-Оганьяна и с 2000 по 2005 гг. состоял в группе «Радек» — сообществе художников, музыкантов и культурных активистов, возникшем на базе школы Тер-Оганьяна. С 2002 года Чтак регулярно участвует в групповых выставках в России и за границей, реализует персональные проекты. Валерий является номинантом Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация» (проект «Только правда», 2011). Работы художника находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Мультимедиа Арт Музея, Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, также в частных коллекциях Пьера Броше, Андрея Третьякова, Самира Сабе Д’Акра и других.

16.10.21 — 16.11.21

Персональная выставка работ Владислава Провоторова в Kupol Gallery

В пространстве Kupol Gallery откроется персональная выставка работ Владислава Провоторова, работы которого восходят к искусству Северного Возрождения и, перенимая идеями Босха, Дюрера и Брейгеля, проходят при этом через своеобразную призму восприятия сюрреализма и фантастического реализма.

В 1977-91 гг. Провоторов часто выставлял свои работы в выставочном зале на Малой Грузинской, который был центром притяжения художников- нонконформистов и в «Доме Высоцкого». Также картины художника принимали участие в вернисажах галереи «М'Арс» в начале 90-х Многие живописные полотна были проданы в это время за границу, в частности в Финляндию и США.

Являясь одним из самых известных представителей «Двадцатки московских художников», Провоторов испытывал влияние Виталия Линицкого, знакомство и дружба с которым постепенно привели его к живописи, которая «несет в себе христианское миропонимание». В 1981 г. становится прихожанином Николо-Кузнецкого храма. С этого времени, по словам Провоторова, он начинает активно «двигаться в сторону православного творчества», что отразилось и в его картинах. Живописные работы становятся все более религиозными по содержанию. Олег Торчинский писал о художнике: «Картины Провоторова смотреть трудно и неприятно. Но кто сказал, что искусство должно лишь ласкать глаз и гладить зрителя по головке? Провоторовские «Четыре всадника Апокалипсиса» — напоминание о ядерно-хмимической катастрофе, нависшей над каждым из нас. Его «Поцелуй Иуды», «Корабль дураков», цикл «Семь смертных грехов» заставляют не только отшатнуться от ужаса, но и задуматься. Вот почему, сердясь и упираясь, мы вновь и вновь возвращаемся к картинам этого художника, преодолевая себя, вглядываемся в детали, погружаемся в недобрые глубины созданные его воображением мира зла, где нет солнечного света, цветов и деревьев, синего неба, а есть лишь тьма, озаряемая багровым пламенем, плач и скрежет зубов».

В 1994 году Провоторов был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Начинается отдаление художника от живописи и сближение его с религиозной деятельностью. В настоящее время Провоторов является настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района.

Представленные на выставке в Kupol Gallery графические работы являются эскизами к знаковым живописным полотнам Провоторова, которые были приобретены иностранными коллекционерами в начале 90-х годов.

16.10.21 — 16.11.21

«Ландшафты – культурные феномены…» в галерее «КультПроект»


Буравлева Е.Е. Зимний день

Галерея «КультПроект» представляет групповую выставку, посвященную ландшафтам природы. На ней покажут работы Александра Морозова, Евгении Буравлевой и Егора Плотникова.

Важной частью экспозиции станет фрагмент инсталляции известного петербургского концептуалиста Александра Морозова, в которую входят графические листы из серии «Garden» и мраморные плиты с высеченными на них понятиями, относящимися к лексикону немецких романтиков XIX века. Шелкографии Александра Морозова являются своеобразной реконструкцией найденных им в Германии на книжных развалах репродукций работ Ансельма фон Фейербаха, Каспара Давида Фридриха, Френсиса Сеймура Хейдена и др., которые были опубликованы в журналах 1914 года «Декоративное искусство» (Dekorative Kunst) и «Искусство для всех» (Die Kunst für аlle). Папка шелкографий состоит из 19 листов, некоторые из них будут показаны на выставке. Изображения созданы послойной шелкографической печатью, доходящей местами до 10-12 прогонов, при печати художник использовал и гриб мицелий — ту самую органику, которая когда-то разрушила листы найденных им немецких журналов. Мицелий придал современным отпечаткам тонкий оттенок расплывающейся на листах светлой зелени — это реминисценция о прошлом и напоминание об органической природе самой бумаги. В надписях используются понятия, восходящие к немецкой натурфилософии: Wahrnehmung — восприятие, различающее чувственное и духовное. Bildungstrieb — инстинкт, влечение к образованию, формированию, образу. Автора интересует природа художественного творчества немецких романтиков, которые создавали недостижимый образ идеального мира.

Скульптура Егора Плотникова — это интерпретация образа современных зрителей, замерших на своих «постаментах» в созерцании пейзажей, природы и красоты. Автор последовательно развивает тему человека в пространстве, находя новые ракурсы эмоциональных состояний, которые отражаются в позах, положениях, ракурсах тела и пространственных оболочках, в которые человек помещен. Наблюдения за людьми в парижских парках воплотились в балансирующих на шарах белоснежных фигурах в гармоничном контакте с окружающей средой.

Пейзажи Евгении Буравлевой создают ауру света свободных ландшафтных и регулярных парков, в которых пространственные ритмы, построения, следы культурных слоев воспринимаются как непрерывная и преемственная связь времени, застывшее мгновение чувств и впечатлений.

16.10.21 — 16.11.21

Выставка Паши Бумажного «Цветные сны бледных спящих» в галерее Cubed

Галерея и арт-магазин Cubed открывает выставку работ молодого петербургского художника Паши Бумажного «Цветные сны бледных спящих». Работы молодых художников уже появлялись на стенах кафе арт-пространства Cube.Moscow. Одна из задач ответственной за них галереи Cubed — показывать не только тиражные работы мэтров российской арт-сцены, но и делать выставки молодого искусства.

Рома Бескровный, поэт, друг художника: «В новом цикле работ Паша Бумажный разрабатывает онтологическую рекурсию. В центре композиции дремлющие существа усредненные по форме и цвету. Они статичны или малоподвижны. Событие случается за их пределами, почти без их ведома, однако, создаётся ими. Вялое, но всё же участие в происходящем показывает наличие некоторой амбиции, превращая среду обитания в их галлюцинацию, которая значительно интенсивнее и увлекательнее самого сновидца. Контекст подавляет содержимое, перешагивает на рамку, границ нет. Так что первично — внутреннее или внешнее? Судя по мере содержательности — внешнее. Но если это производное безликого спящего? Ответ не найден. Но и не нужен, ведь так приятно отскакивать от несуществующих стен и расцветать ветвистым фракталом, пренебрегая заданными рамками».

16.10.21 — 16.11.21

Выставка Гиорги Чхеидзе «Как есть» в галерее Window project

Тбилисская галерея Window project продолжает знакомить российских коллекционеров и любителей искусства с творчеством грузинских авторов, на этот раз с работами художника Гиорги Чхеидзе. Попробовав себя в медицине и на телевидении, 23-летний Чхеидзе осознает необходимость продолжить поиски своего призвания в новой профессии и новом месте, которым становятся США. В Нью-Йорке рождается Чхеидзе-художник, его вдохновляют Дональд Джадд, Дэн Флавин, Фрэнк Стелла и другие представители минимализма. Минимализм для Чхеидзе становится языком без границ, который, по его мнению, могут понять все.

Между 2010–2017 годами Чхеидзе создает экспериментальные серии работ, используя различные медиа и средства выражения. В своем творчестве художник работает с визуальными эффектами. Чхеидзе находит собственную технику, подразумевающую наложение акриловой краски на холсты слой за слоем. Случайные природные и геометрические формы в его произведениях обретают свое место, воплощаясь в минималистичных композициях. Многие минималисты призывают не искать скрытый смысл и подтекст в своих работах, но, у направления в целом смысл, безусловно, есть. Создавая произведение, Чхеидзе старается остановить внутренний монолог, «работать из пустоты». «Есть смысл, но нет мыслей», — говорит художник, для которого процесс создания искусства становится формой существования. За вдохновением Чхеидзе обращается к собственному сознанию, бесконечности, темной материи. При этом работы художника очищены от явных аллюзий, метафор и очевидного символизма. Чхеидзе оставляет зрителю пространство для собственных интерпретаций.

16.10.21 — 16.11.21

Выставка X-hibition в пространстве галереи Boccara Art Moscow

Международная сеть галерей Boccara Art представит концептуальный проект «X-hibition», который объединит трех уникальных художников из разных стран: Хан Аэ Канг из Южной Кореи), Ферруччио Гард ( Италия) и Саша Хуяк ( Россия).

Каждый из авторов приоткроет зрителю свой собственный сокровенный метод взгляда внутрь, даруя возможность создать момент Х для встречи с собственным Я.

16.11.21 — 16.11.21

Выставка «6 комнат. Пляма (Flame) в галерее Lili&Vava


Дмитрий Зубарев. Черный носорог.

В октябре галерея Lili&Vava представляет двух новых художников: Екатерину Тюмину (Санкт-Петербург), работающую с керамикой, и Дмитрия Зубарева (Москва), создающего скульптуры и предметы интерьера с помощью гальванопластики.

Тема проекта «6 комнат» в октябре — «Пламя» (Flame). С того самого момента, когда человек открыл для себя огонь, он несёт в себе не только утилитарную функцию, но и продолжает ассоциироваться с силами дикой природы, которые человек пытается контролировать, ведя эту борьбу на протяжении многих столетий. Стихия огня способна проявлять себя очень разнообразно. Подтверждением тому служат работы, которые художники создали в рамках проекта.

Скульптуры из меди Дмитрия Зубарева, с одной стороны, исследуют мистическую сторону дикой природы, намеренно отделяя те таинственные смыслы, которые приписывает многим природным явлениям человек, от того, что находится в сути самого явления. С другой стороны, работы Дмитрия — поиск идеальной формы и содержания. Так, например, скульптура «Черный носорог» переносит в пустыню с ее потрескавшимся от палящего солнца грунтом и высохшими деревьями. 

«Нужно сказать, что эти деревья не только высохли, но и выгорели. Теплый яркий свет от ламп служит намеком на то, что это дерево было объято пламенем. Драма разворачивается вокруг изнеможенного от жары носорога, неподвижно ожидающего своей участи. Скульптура передает красоту и беспощадность дикой природы», — рассказывает Дмитрий Зубарев.

Екатерина Тюмина представит на выставке работы из серии «Вулкан». На протяжении нескольких лет художница исследует процессы извержения вулканов — ту силу природы, на которую человек повлиять не способен. Пытаясь осмыслить ту мощь и энергию, которую создает поток лавы при взаимодействии с окружающим миром, художница словно пропускает это природное явление через себя, пытается воплотить его в доступном для себя материале.

«На мой взгляд, это очень мощная энергия. Тот уровень воздействия на окружающую среду, которого мы достигли в ХХ веке, пугает. Мы уже вмешались во все процессы, в какие только могли. Но когда я думаю о том, что в природе существуют явления и стихии, с которыми человек никогда не сможет справиться, я понимаю, что мы не властелины мира», — говорит Екатерина.

Проект «6 комнат» объединил шесть совершенно разных художников, работающих с медиа, которые традиционно относятся к декоративному искусству. В июле прошла первая часть — выставка «Сны» (Dreams). В завершающей серии проекта в ноябре галерея также представит новых художников в рамках выставки «Хрупкость» (Fragility). 

«Открывать новые имена художников, работающих в сфере декоративно-прикладного искусства —  одна из приоритетных задач галереи Lili&Vava. Для Дмитрия Зубарева и Екатерины Тюминой этот выставочный проект «6 комнат» станет дебютным», — рассказывает Александра Жукова, основатель Lili&Vava Decorative Art Lab.

Cube, Москва, Тверская ул., 3, Здание The Ritz-Carlton, Moscow, -2 этаж

www.cube.moscow