Неисправный лифт – объект повышенной опасности. После того как в середине февраля 2013 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза о безопасности лифтов, лифты в подъездах и на производстве остались без централизованного контроля. Разберемся, кто несет ответственность за неисправный лифт, и куда подавать жалобу?
Материалы по теме:
Содержание
Неисправный лифт: обращения и жалобы↑
Неисправный лифт – объект повышенной опасности. По данным МЧС России ежегодно в стране от неправильной эксплуатации лифтового оборудования и нарушений техники безопасности в лифтах погибают 10–12 человек, из них 6–8 – дети и подростки в возрасте от 7 до 16 лет. По информации, приведенной Комитетом по аналитике и статистике Национального Лифтового Союза, за 2013 год произошло 9 случаев гибели, и 7 случаев получения травм в лифтах жилого фонда в России.
Управляющие организации — ответственность и инструменты взаимодействия >>
Несмотря не зрительно небольшие цифры, это очень много. И этот случай может быть страшнее, чем в фильмах ужасов. Например, в подмосковном Дмитрове, на глазах сына женщину зажало лифтовыми дверями, кабина тронулась и задушила свою жертву. В Химках женщина провалилась в шахту, т.е. не заметила, что кабины перед ней нет.
По данным Национального лифтового союза, в среднем по России лифтов старше 25 лет всего 27%. В Москве этот показатель значительно ниже.
В мае 2014 года руководитель комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза Андрей Аникеев в интервью «Комсомольской правде» сообщил, что в нынешней лифтовой системе брешь. После вступления в силу Жилищного кодекса ответственность за состояние лифтов легла на управляющие компании. Они, в свою очередь, заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов. Таких в Москве около 200. Есть гиганты типа Мослифта и МосОтиса, они входят в структуру столичного правительства. Мослифт, к примеру, обслуживает около 60 тысяч лифтов из 150 тысяч имеющихся в городе. У фирм поменьше – от сотни до 3 тысяч механизмов.
Горячая линия Мослифта - (495) 613-33-08
Горячая линия МосОтиса - (495) 974-68-47
Кстати, 1 августа 2014 года у Мослифта появился «хозяин» - организация была приватизирована и преобразована в ОАО «Мослифт». ОАО является полным правопреемником МГУП «Мослифт» по всем обязательствам, и сохраняет свой особый статус предприятия, обеспечивающего функционирование городской инфраструктуры и выполняющего социально-значимые задачи для Москвы.
Как контролировать ответственного за лифт?↑
В каждом лифте должны быть:
1. Табличка с данными о компании должна быть прямо в лифте, не просто телефон, а указание сайта и адреса. Информацию о незнакомой организации стоит поискать в интернете.
2. Кнопка связи с диспетчерской. Наличие только номера телефона должно навести на подозрения.
Управляющая компания: как проконтролировать работу, и куда жаловаться? >>
Если что-то из этого отсутствует – это повод «потрясти» управляющую кампанию и провести разбирательство, не является ли обслуживающая лифт организация шарашкиной конторой. Предварительную проверку могут устроить и сами жильцы. Такое расследование не должно занять много времени, да и жильцы дома вправе знать о том, кто обслуживает их лифт. Не сложно наведаться в офис фирмы и узнать, проходят ли сотрудники переаттестацию и повышение квалификации. Есть ли страховка деятельности. Хороший показатель честности фирмы – ее членство в отраслевых союзах.
Если организация кажется подозрительной, требуйте от управляющей компании сменить обслуживающую организацию.
Все лифты сегодня должны быть оборудованы специальными замками, автоматически запирающими двери шахты, на случай остановки кабины лифта между этажами. Это делается на случай, чтобы пассажир не смог самостоятельно вылезти из лифта.
Также лифт должен быть оборудован специальным защитным фартуком, который крепится к днищу кабины. Если пассажир все же попытается самостоятельно вылезти из кабины, фартук не даст ему упасть в шахту.
На текущий момент в столице действует рассчитанная до 2016 года программа по замене лифтового оборудования. К концу программу в Москве должно быть заменено 25 тысяч лифтов.
Среди москвичей «лифтовая» проблема довольно распространена. Вот лишь несколько жалоб на неисправный лифт с ресурса «Москва – наш город» за октябрь:
- Постоянно ломаются лифты и маленький, и грузовой, на дню по 2 раза застреваем в лифтах (Зеленоград д. к.1539).
- На сегодня, 13.10.2014, уже три дня, как не работает грузовой лифт. В данном подъезде это происходит постоянно (улица Молостовых д.10 к.2).
- Не подтверждаю решение проблем с повышенным шумом при работе лифта, несмотря на ответ от управы (город Зеленоград д. к.1645).
- ул. Подольская дом 27 к. 1 подъезд 2 не работает лифт уже 4 недели. Замена лифтового оборудования проводилась в 2013 году.
На карте сообщений сервиса «Москва – наш город» проблем с лифтами в административных округах Москвы за неполный октябрь довольно много – 359.
Куда пожаловаться на неисправный лифт?↑
Для оперативного решения проблемы важно знать, куда обращаться в первую очередь
- Позвоните в диспетчерскую службу обслуживающей организации. если поломка произошла в вечернее время, ночью или в выходной день, следует звонить в аварийную службу города.
- Обратитесь с письменным требованием решить «лифтовую» проблему.
- Выясните в управляющей компании причины неполадок в работе лифта. В УК должны дать вам исчерпывающие объяснения и перспективы решения проблемы.
Управляющие компании не всегда прислушиваются к гласу народа, но на них можно повлиять. В дополнение к бумажной жалобе, изложите свою жалобу на сайте проекта «Москва – наш город» (gorod.mos.ru) или на сайте движения «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru), или через мобильные приложения указанных сервисов.
«Тяжелой артиллерией», если ваши предыдущие обращения игнорируются, станет жалоба в столичное управление Ростехнадзора.
Ростехнадзор↑
В соответствии с информацией на сайте Ростехнадзора, технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» относится к сфере деятельности ведомства. Ростехнадзор продолжает принимать и рассматривать сообщения от граждан о неисправностях в лифтах. За неполный 2014 года ведомство рассмотрело 19 обращений граждан. Межрегиональные технологические управления ведомства проводят внеплановые проверки по полученным обращениям. Если проверка подтвердит факты, сообщенные гражданами, ответственным за состояние лифта, – ДЕЗам, управляющим компаниям и прочим обслуживающим организациям, – будет выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В сентябре 2014 года в центральный аппарат Ростехнадзора поступило 491 обращение граждан. Наибольшее количество обращений граждан получено по тематике строительного надзора – 140 (28,5 %). По вопросу лифтового хозяйства рассмотрено 1 обращение.
— из обзора обращений граждан в августе 2014 года (Ростехнадзор)
Основы безопасности в лифте↑
Если лифт постоянно застревает, если при движении лифта слышны посторонние звуки или скрежет, если кабина движется рывками или вибрирует, все это говорит о неисправности лифтовой конструкции.
Не используйте лифт со сломанным или перекошенными створками дверей.
Убедитесь, что кабина лифта находится за открывшимися дверями.
Не пытайтесь выбраться из лифта самостоятельно. Ждите механика.