С 1 марта 2011 года подразделения ГИБДД начали выдачу водительских удостоверений нового образца.
Материалы по теме:
Хоть это и не основание для массовой замены документов, все же давайте разберемся, в каких случаях и как можно заменить права.
Новые права практически полностью защищены от подделки.
Основания для замены прав↑
Замена водительского удостоверения производится в случаях:
- окончания срока действия,
- порчи прав (т.е. они стали непригодны к использованию),
- смены фамилии, имени или отчества владельца прав,
- утрата водительского удостоверения,
- восстановление после лишения прав,
- открытия новой категории.
Обмен водительского удостоверения производится в Регистрационно-экзаменационных отделах (МРЭО) ГИБДД.
В Москве, да и по всей России, поменять права можно в любом МРЭО, вне зависимости от места регистрации владельца водительского удостоверения.
Срок окончания действия обмениваемого водительского удостоверения значения не имеет.
Срок предоставления услуги в настоящее время не регламентирован, но, обычно, новые права выдаются в течение пары недель.
Порядок замены водительского удостоверения ↑
Как указано на сайте ГИБДД, лицам, которые в течение последних 12 месяцев вообще не управляли машиной, замена водительского удостоверения проводится только после сдачи теоретического и практического экзаменов. Если водитель имеет разрешение на управление транспортным средством нескольких категорий, практический экзамен по выбору проводится только на транспортном средстве одной из категорий: В, С или Д. На практике, как правило, пересдача не требуется: кто проверит, когда вы последний раз сидели за рулем? А вот если срок действия прав закончился пару лет назад, тогда нужно будет пересдавать.
Т.о., при замене удостоверения в случае порчи и его пришествия в негодность, при истечении срока действия, экзамены сдавать не требуется, если в течение календарного года автомобилист садился за руль.
Для восстановления водительского удостоверения после утраты нужно сдавать теоретический и практический экзамены (для получения категории «Е» - нужно сдавать только практический экзамен).
Для того, чтобы заменить водительское удостоверение, в МРЭО нужно предоставить следующие документы:
- заявление о выдаче водительского удостоверения,
- старое водительское удостоверение,
- медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством соответствующей категории (форма N 083/У-89),
- карта водителя, экзаменационная карточка водителя или подтверждения из РЭО ГАИ, которое выдало предыдущее водительское удостоверение,
- две черно-белые или цветные фотографии 3,5 на 4,5 см с левым уголком,
- квитанция об оплате госпошлины за выдачу водительского удостоверения на пластиковой основе - 800 рублей,
- квитанция об оплате госпошлины за выдачу временного разрешения – 500 рублей
- паспорт с регистрацией по месту жительства или месту пребывания.
Это – общий перечень документов, в зависимости от основания замены прав туда могут быть включены другие документы.
После изъятия прав, автолюбителю нужно получать временное разрешение на право управления транспортным средством до решения суда о лишении прав. В этом случае нужно заплатить госпошлину за выдачу временного разрешения - 500 рублей, и, соответственно предоставить в органы квитанцию об оплате пошлины. Следует помнить, что временное разрешение выдается всего один раз.
Важно! С 1 сентября 2013 года вступают в силу поправки в КоАП, касающиеся восстановления прав после их лишения. Подробнее читайте в статье «Изменения и нововведения в правилах дорожного движения — что ждет водителей?».
Также временное разрешение потребуется после того, как вы сдали документы, но еще не получили новые права. Однако, если вы не хотите платить лишние 500 рублей, и вполне можете обойтись без управления машиной некоторое время, то платить госпошлину на получения временного удостоверения необязательно.
Срок действия временного разрешения – 2 месяца.
Для приобретения нового удостоверения в связи с получением другой разрешающей категории в комплект документов для подачи в МРЭО нужно включить свидетельство об окончании учебного заведению на новую категорию.
При смене фамилии, имени или отчества нужно предоставить гербовое решение ЗАГСа о смене ФИО или свидетельство о браке.
Нюансы↑
Иногда к владельцам прав предъявляется претензия, что на момент замены прав справка должна быть «свежая», т.е. совсем недавно полученная, и действовать она должна в течение 1 года, а «старые» справки, срок действия которых перекрывает дату, когда было подано заявление об обмене прав, недействительны. И, как следствие, весь пакет документов сотрудником МРЭО не принимается. В этом случае нужно требовать письменный мотивированный отказ принять документы, обязательно с указанием нормативных актов.
После восстановления прав после их лишения (в Москве или в другом городе) сотрудники МРЭО могут потребовать справку в произвольной форме с печатью о том, что права восстановлены. Это незаконно, к тому же справки внутри одного ведомства его сотрудники должны получать самостоятельно. Если вы с этим столкнулись – пишите жалобу в произвольной форме.
После обмена прав нужно будет и переоформить полис ОСАГО. Это делается бесплатно.