Если еще несколько лет назад самостоятельное получение загранпаспорта без дополнительных доплат и помощи посторонних организаций считалось занятием долгим и с трудом выполнимым, то за последнее время этот процесс сильно облегчили. Однако и сейчас в паспортном столе сославшись на непонятные формальности, вам могут не выдать в срок необходимый для поездки документ. Что же делать в таких случаях?

Если это произошло, налицо прямое нарушение права гражданина на свободный выезд из РФ, гарантированное Законом «О выезде и въезде в Российскую Федерацию».

В каком случае и кому жаловаться?

По Закону РФ «О выезде и въезде в Российскую Федерацию» загранпаспорт должен быть готов в течение 1 месяца после подачи документов по месту постоянной регистрации. Если по каким-то причинам вам отказывают, то на лицо прямое нарушение. Кроме того, поводом для жалобы могут служить бесконечные очереди в паспортном столе, из-за которых вы даже не можете подать документы, особенно если вдоль очереди курсируют люди, которые предлагаю за дополнительную плату ускорить процесс. Итак, заметив нарушения, необходимо сообщить об этом сначала нижестоящему, а потом при необходимости и вышестоящему руководству.

Во-первых, стоит обратиться с жалобой к начальнику подразделения ФМС, где вы заметили нарушение. Если эффекта от этих действий не будет, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. Структура ФМС(Федеральной миграционной службы)  такова: самый высокий уровень – ФМС России, там на вопросах выдачи загранпаспортов специализируется Управление организаций визовой и регистрационной работы. Еще ниже – управления по регионам, например, управление ФМС России по г. Москве или УФМС по г.Москве.

«Горячая линия»

Если вам не удалось пробиться на прием к начальству или устная жалоба осталась без внимания, можно сообщить о нарушениях по горячей линии. Например, для Москвы это телефоны ФМС РФ УФМС по г.Москве и отдел УФМС по соответствующему административному округу, номера горячей линии можно узнать на официальном сайте ФМС в разделе контакты www.fms.gov.ru. Наиболее полную информацию о происходящем вокруг вашего паспорта можно получить в окружном отделе УФМС.

Письменные жалобы

Еще один способ сообщить о нарушениях и ускорить процесс выдачи вашего паспорта – отправить письменную жалобу. Для этого необходимо написать 3 заказных письма с жалобами на действия сотрудников отделения и отправить их на имя начальника вашего отделения, в УФМС по региону и в прокуратуру. В жалобе необходимо указать свои данные – ваш телефон и адрес, а так же наименование подразделения, к которому есть претензии. В письме в свободной форме изложите нарушения. Продублировать свое послание в прокуратуру необходимо, чтобы ускорить реакцию органов. Кроме того, можно отправить жалобы в электронном виде с сайта МВД РФ, головной организации по отношению к ФМС РФ, прокуратуры и управления ФМС. По закону максимальный срок рассмотрения жалобы – один месяц, однако обычно это срок сокращается до недели.

Перед отправлением жалобы о своем намерении можно сообщить начальнику вашего отделения ФМС, велика вероятность, что он попытается ускорить решение проблемы без вмешательства вышестоящих инстанций.