О возрождении детского туризма в Москве говорят уже не первый год. Но говорят не иначе как с подозрением: многие сомневаются, что романтика походов может быть актуальна для детей XXI века. Так ли это на самом деле? Есть ли у детского туризма будущее? Об этом и многом другом мы поговорили с главой Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрием Владимировичем Моргуном.
Материалы по теме:
Как вы оцениваете состояние детского туризма в Москве? Правда ли, что сейчас он мало кому интересен?
Туризм – это совершенно особый образ жизни, это определенное мировоззрение, а не просто увлечение. Поэтому я бы не стал говорить о снижении его популярности.
Системные преобразования образования Москвы положительно повлияли на состояние детского туризма. В прошлом году мы отметили, что всё больше школьников начинают заниматься краеведением и туризмом. Это отчасти связано с ростом популярности внутреннего туризма в стране, но преимущественно это стало возможным благодаря активной популяризации образовательного туризма в Москве.
На данный момент существует больше 800 детских объединений туристко-краеведческой направленности, на постоянной основе в них занимается около 26 тысяч школьников. Около 11 тысяч школьников поучаствовали в московском Первенстве по туризму(в прошлом учебном году – около пяти тысяч). А если говорить о разных формах туризма, например, экскурсиями, то цифры возрастают до 700 тысяч и выше.
Но это статистика. А если говорить о качественных результатах, то команда московских школьников – чемпион на всероссийских соревнованиях по спортивному туризму, победители туристского слета Союзного государства, а также лидеры на соревнованиях страны по лыжному туризму. И список достижений можно продолжать…
Я не вижу ни падения интереса к этому направлению, ни деградации его в целом.
Какие из направлений детского туризма вы можете назвать самыми популярными?
Всего в 2015-2016 учебном году мы проведем 105 мероприятий по проекту образовательного туризма, а формы выездной деятельности у нас крайне разнообразны: спортивные походы, учебно-тренировочные сборы, профильные сборы (как продолжение программ естественнонаучной направленности). Но всё-таки 70-е Юбилейное Первенство по туризму показало, что наиболее популярные виды туризма среди школьников – это водный и пешеходный туризм.
Достаточно востребованным успел стать поисково-исследовательский туризм, хотя мы ввели его в программу только в этом году. По этому виду туризма многие выезды проводятся по местам Боевой славы в Московской и Смоленской областях и посвящены 70-летию Победы.
Какие из направлений и мероприятий, по вашему, имеют наибольший потенциал в развитии? Почему?
В 2014 году у нас стартовал Отрытый образовательный проект по экологическому туризму в Москве. Это серия экскурсий, проводимая специалистами особо охраняемых природных территорий города и нашими педагогами. Всего мы провели 120 экскурсий и охватили почти все особо охраняемые зоны. Я считаю, что этот проект имеет наиболее высокий потенциал. Во-первых, потому что он уже успел стать достаточно популярным. Во-вторых, у нас осталось много неизученных территорий: Новая Москва, например.
Ещё могу назвать проект «Инакор» –интернет-активное ориентирование. Он был разработан в 2012 году. По сути, это занимательная игра с использованием дистанционных технологий и основ спортивного ориентирования для путешествий по паркам Москвы. У нас разработаны маршруты для 50 парков..
В дальнейшем эти маршруты будут использованы при проведении городского квеста по естественным наукам для школьников (тоже многообещающее мероприятие).
Ну и не надо забывать про соревнования Фестиваля детско-юношеского туризма. В 2015 году в них приняли участие около 1,5 тысяч человек.
Вы упомянули «Инакор», я думаю, он заинтересует многих наших читателей. Как можно записаться на участие в нём?
Чтобы принять участие, достаточно зайти на сайт игры «Инакор», зарегистрироваться, указав фамилию, имя и школу. Вы получите доступ к картосхемам и фотографиям парка города.
Правда ли, что дополнительному образованию, в том числе детскому туризму, не хватает квалифицированных молодых кадров? Каков средний возраст педагогов по вашему направлению?
Конечно, точных статистических данных о возрасте педагогов города я не скажу, но судя по нашему центру – это около 35 лет. Большинство из наших педагогов – бывшие ученики кружков, которые выросли, получили профессиональное образование и остались верны туризму. Как вы сами понимаете, для туристской деятельности очень большое значение имеет опыт руководителя.
Но высоких спортивных результатов добиваются у нас и молодые педагоги. В сентябре 2015 г. педагог нашего центра С.Н. Князев стал победителем в личном зачете на Международном туристском педагогическом слете в Гродно.
В 2015 году впервые после 15-летнего перерыва был проведен Московский туристский слет педагогов на кубок Московской городской организации Профсоюза образования. Кубок был вручен лучшей команде слета – команде Зеленоградского дворца творчества детей и молодёжи.
Высокий профессиональный уровень московских педагогов-туристов подтвержден и на XXII Всероссийском туристском слете педагогов, прошедшем в августе 2015 г. в Республике Адыгея. Сборная команда педагогов Москвы стала победителем по нескольким видам соревнований.
Как вы оцениваете заинтересованность экологией у молодого поколения? Стали ли они более бережно относится к природе и природным ресурсам, чем предыдущие поколения, задумываются ли они об этом?
Думаю, что уровень экологической культуры горожан вырос. Количество доступной сейчас информации, обучение в школе приводит к тому, что они уже со школьной скамьипонимают последствия деятельности человечества в принципе и их личные в частности.Практически все дети сейчас могут просчитать свой «экологический след».
Ваш вопрос о заинтересованности экологией можно понимать двояко: заинтересованность экологией как наукой мы оцениваем на разнообразных олимпиадах и конкурсах, проводимых Центром ЭКТ, а заинтересованность детей в улучшении экологической обстановки города – это результат той воспитательной работы, которую проводит система образования. Ее ресурсы сейчас очень разнообразны, но преимущественное значение имеет дополнительное образование, где понимание экологических ценностей происходит через практику охраны природы.
Как по вашему – правда ли, что бесплатных кружков по-прежнему не хватает в Москве, или наоборот, видна незаинтересованность родителей и детей в бесплатном дополнительном образовании? Какую тенденцию вы видите в своём центре?
По моему мнению, образовательные возможности в столице почти безграничны. Например, в систему экологического дополнительного образования входят школы, колледжи, учреждения допобразования, экологические объединения на базе различных ведомств (библиотек Департамента культуры, охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды, юннатские кружки на базе университетов, зоопарка и т.д.).
Около 96% наших программ работают на бюджетной основе, и детские объединения по этим программам работают стабильно. На примере нашего центра мы видим только прирост учащихся.
Так ли важна «загруженность» ребёнка дополнительными кружками и секциями для его дальнейшей реализации? Можете ли вы представить примеры, когда дети, занимающиеся у вас в кружках, выбирали схожую специализацию в университете/колледже?
Занятость детей после школы безусловно важна, особенно в условиях крупных городов. Активное занятие разными видами деятельности помогает воспитывать ребёнка как полноценную, социализированную личность. Отмечу ещё раз, что занятия экологией и туризмом имеют сильный воспитательный эффект, существенную формируют ценностную сферу личности ребенка. Это показал проводимый нами просветительский проект «Еду в поход», где школьники делятся живыми впечатлениями о своем участии в интересных летних походах.
Что касается второго вопроса – да, такие примеры есть, и не один. Я сам являюсь выпускником нашего учреждения, затем много лет преподавал экологию в нашем центре. Ряд наших учеников в настоящее время обучаются на эколого-биологических специальностях в МГУ, РУДН, Тимирязевской академии. Руководитель нашего научного общества учащихся, гидробиолог Галина Ивановна Фролова, уже имеет несколько выпусков учеников, первые из которых уже защитили свои кандидатские диссертации по биологии! Не говоря уже о туристских кружках, выпускники которых впоследствии становились инструкторами детско-юношеского туризма и приходили работать педагогами.
В чём вы видите отличие современного детского туризма от детского туризма 20-30 лет назад? Сохранилась ли «походная романтика» у нынешних детей?
С повсеместным развитием техники, появлением специального оборудования, изменилась в основном экипировка юных туристов.Но природа – маршруты, горы, реки, ландшафты – осталась прежней, онавсё так жепривлекает путешественников. И многие поколения детей воспринимают занятия туризмом как возможность путешествовать, быть с друзьями.Давайте вместе подумаем и сравним: что с большей вероятностью останется в памяти – еженедельные занятия по расписанию в стенах учебного заведения или один горный многодневный поход по Кавказу, в окружении цветущих альпийских лугов и ледников?
Конечно, долгожданный для ребенка поход– гораздо более эмоционально насыщенная форма воспитания, так как она погружает школьника в нестандартное окружение и требует развития совершенно новых качеств. Так вот, проведенные неоднократно психолого-педагогические исследования показывают, что эковоспитание и детский туризм остаются эффективными и популярными, они полностью меняют мировосприятие школьника. Дети возвращаются из походов другими, привозя новые впечатления, новые личностные качества.
Какие проблемы мешают развиваться дополнительному образованию? Приходится ли вам преодолевать противодействие родителей/властей в принятии каких-либо решений? Что бы вы изменили в работе центров дополнительного обучения?
На мой взгляд, самые главные проблемы уже решены: обновлена нормативная база, создана и функционирует четкая, централизованная система учреждений допобразования. Для нас особенно это стало заметно в прошлом учебном году, когда в Москве была введена вертикаль координации экообразования и туризма, были созданы окружные операторы – образовательные учреждения, работающие совместно с межрайонными советами директоров в целях развития туризма и экологического образования.
По поводу отношения родителей: многие события показали, что мы вполне можем опираться на них. Родительские и Управляющие советы, согласующие разную деятельность образовательных организаций, всегда открыты новым предложениям. Поэтому такое сотрудничество чаще всего идет на пользу.
Отмечу, что система управления образованием развивает и поддерживает приоритетный характер наших профильных направлений – естественнонаучного и туристско-краеведческого.Такая поддержка дополнительного образования очень ценна как для школьников и родителей, так и для профессионального педагогического сообщества.