Частенько рестораны и кафе вдруг перестают принимать к оплате карты: «Ой, у нас сегодня терминал не работает, только наличные». Опишем несколько способов, как все-таки расплатиться картой и наказать недобросовестные компании.
Содержание
- Юридическая сторона
- Закон на стороне клиента
- Причины отказа приема карты при расчете
- Заведение экономит на эквайринге
- Экономия на налогах
- Кэш нужен рестораторам для закупки продуктов на рынках
- Махинации с обналичиванием
- Работа по серым схемам
- Есть значок платёжной системы, но карту не берут
- Вариант: договариваемся
- Попросите принести терминал
- Соврите про кредитку
- Дайте рваную купюру
- Перевести на «Сбер»
- Заведите карту национальной платежной системы
- Как пожаловаться в Роскомнадзор
Юридическая сторона↑
В соответствии со статьёй 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей, обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Строго говоря, в этом пункте закона говорится о том, что продавец обязан обеспечить приём карты «МИР», но для нашего случая это не критично (сомневаемся, что официант скажет «извините для всех карт кроме карты МИР — технические неполадки»).
Обязанность есть, а есть ли ответственность и наказание за невыполнение этого закона? Есть.
Пункт 4 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях говорит нам о том, что «Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты ... с использованием национальных платежных инструментов ... влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Привлекать к ответственности нерадивых предпринимателей по данной статье уполномочены территориальные подразделения РосПотребНадзора.
Для того, чтобы досадившее вам заведение привлекли к ответственности, нужно зафиксировать факт нарушения и обратиться с жалобой в ближайшее территориальное подразделение РосПотребНадзора (кстати у них есть круглосуточная горячая линия, 8-800-100-00-04, в случае чего адрес ближайшего отдела можно уточнить по телефону), либо на сайте данной организации http://www.rospotrebnadzor.ru можно оставить электронное обращение, и тогда вообще не нужно никуда ездить и тратить время.
Поэтому не сомневайтесь, что при намеке на жалобу в Роспотребонадзор вам принесут вполне работающий терминал. Если же нет — снимаете на видео терминал, на этом же видео фиксируете отказ принять карту «то есть картой у вас я не могу расплатиться?» ну и платите наличными (а что делать).
Придя домой, открывание сайт Роспотребнадзора, оставляете обращение, прикрепляете видео и ждёте.
Справедливости ради нужно отметить, что у заведения действительно могут быть технические неисправности. Но обычно отказ имеет другие причины.
Как правило, заставляя платить вас наличными, торговая точка, естественно, уходит от налогов. Опознать нечестное заведение довольно просто. Скрывающийся от налогов ресторан приносит в счёте не кассовый чек, а пречек. В нём указаны все позиции заказа и итоговая сумма. Но нет QR-кода или аббревиатуры ФП (фискальная память). Последнее говорит о том, что в кассе заведения ваш счёт ещё не закрыт, то есть его можно отменить и скрыть от налоговой.
Закон на стороне клиента↑
Согласно статье 16.1 закона "О защите прав потребителей", любая торговая точка, имеющая годовую выручку более 40 миллионов рублей, обязана иметь оборудование для безналичного расчёта. Исключение только одно — магазин или ресторан расположен в регионе, где Интернета нет физически.
А что делать, если всё уже произошло? Терминал "сломался", а налички нет. Для таких случаев есть народный лайфхак, который может сработать. Если персонал заведения говорит вам, что только что оборвалась связь с терминалом, твёрдо настаивайте на том, что будете оплачивать только картой. Если это правда, то пусть официант проведёт оплату через POS-терминал до получения чека с информацией об отсутствии той самой связи. В большинстве случаев официант всё же принесёт вам чек об оплате заказа банковской картой.
Причины отказа приема карты при расчете↑
Заведение экономит на эквайринге↑
Ресторан подписал контракт с банком и платит ему за операции по картам немаленький процент. «В среднем — не менее 1,5-2% с безналичного оборота», — оценивает Константин Суворов, партнер юридической компании «Косенков и Суворов». Поэтому владельцы и стараются сократить число операций.
Экономия на налогах↑
К примеру, официанты, повара и другие сотрудники часто получают зарплату наличкой в конвертах. Соответственно, владельцы заведения не платят отчисления с зарплат. Сеть «Корчма Тарас Бульба» за два года «сэкономила» на налогах 22 млн рублей, ведя двойную бухгалтерию и занижая доходы.
Кэш нужен рестораторам для закупки продуктов на рынках ↑
Карты там не принимают, а наличка и так постоянно в дефиците. Где ее взять? У посетителей, конечно.
Махинации с обналичиванием↑
На оплате наличными рестораны могут заработать до миллиона рублей, выяснил «360». Заведение накапливает наличные и сбывает их так называемым обнальщикам. И получает немаленькую комиссию, до 10% от суммы. Разумеется, это незаконно.
Посетитель может заметить обнал по чекам. В ресторанах, которые так зарабатывают, клиенту выносят не настоящий фискальный чек, а пречек. Отличить их можно по QR-коду, у настоящего чека он должен быть. Когда вы уйдете, персонал отменит ваш заказ и заберет себе наличные.
Работа по серым схемам↑
Другой вариант — это когда заведение использует серые схемы, уходит от уплаты налогов или вовсе занимается обналичкой. В случае с кафе или рестораном это можно наверняка понять по чеку. Сотрудники выбивают в кассе предчек, потом забирают у вас деньги и обратно выносят его же, а кассовый чек не делают. Потом они просто отменяют заказ в системе — соответственно, он нигде не отразится.
Предчек от кассового чека отличить просто: у него нет куар-кода.
Если клиент принципиальный и хочет ругаться, то можно начать скандалить и требовать кассовый чек — с куар-кодом. В этом случае схема с обналом не сработает, так как ресторан пробьет все в кассе правильно, и информация о вашей покупке отправится в ФНС.
Возможно, заведению просто нужны наличные. К примеру, для выплаты зарплат или на аренду помещения. Поскольку все больше клиентов расплачиваются картами, порой наличных не хватает. Приходится как-то выкручиваться и вынуждать посетителей платить наличными.
Есть значок платёжной системы, но карту не берут↑
Оно не выполняет условия, которые само же и предложило. Делает это умышленно: «Нет, только наличные. Да, наклейка висит, ну и что? Она от предыдущих хозяев осталась». Из-за случайных обстоятельств: «Ой, а у нас терминал не заряжен, оказывается». И даже из-за обстоятельств непреодолимой силы: у вас на глазах шаровая молния влетела в окно и врезалась в терминал для приема карт.
Очевидно, что действовать нужно в зависимости от этих обстоятельств и набор аргументов и приемов выбирать, исходя из них.
Попросите письменный отказ принять карту и добавьте, что сфотографировали знак на входе, если карту не примут и не предложат устраивающий всех вариант, то вы:
- пожалуетесь в Роспотребнадзор;
- обратитесь в суд с взысканием с кафе убытков и морального вреда, который был вам причинен данным инцидентом.
Вариант: договариваемся↑
Попросите принести терминал↑
Несмотря на заверения официантов, можно настойчиво попросить принести терминал. Если персонал отказывается, то сообщите, что хотите проверить устройство и зафиксировать отказ для жалобы в Роспотребнадзор. А для этого нужно снять сломанный терминал на видео.
После этого, скорее всего, вы увидите работающий терминал. Но лучше сами вставляйте карту в прорезь. Иногда хитрые менеджеры вставляют ее не до конца, чтобы имитировать поломку устройства.
Соврите про кредитку↑
Вам приносят счет, рассказывают сказку про умерший терминал. А вы в ответ рассказываете свою сказку про вашу кредитную карту, с которой снимать деньги будет дороговато. За снятие налички с кредиток банки обычно берут ощутимый процент. Не очень логично тратить 500 рублей на проценты и комиссию, если счет у вас на одну-две тысячи. Вполне возможно, официант/менеджер войдет в ваше положение и терминал «оживет».
Дайте рваную купюру↑
С порванной (практически полностью) банкнотой кассиры вряд ли захотят связываться. Зарплату ею не выдашь, на сдачу давать тоже не вариант. Так что можно показать официанту такую купюру и наслаждаться тем, что к вам уже бегут с терминалом. Минус этого способа в том, что рваную банкноту придется где-то найти. Или сделать самому.
Перевести на «Сбер»↑
Если терминал действительно «умер» и вы лично в этом убедились, а в банкомат идти неохота, то можно перевести деньги менеджеру через «Сбербанк Онлайн». Или любой другой удобный банк. Это дело пары минут. Чтобы деньги потом попали в кассу заведения, обязательно попросите итоговый чек с QR-кодом (если вдруг его не дали). Тогда менеджер точно доложит в кассу деньги из своего кармана.
Заведите карту национальной платежной системы↑
Мы уже выяснили, что закон обязывает крупные рестораны принимать карты национальной платежной системы. Мелких заведений это не касается, но и там можно попробовать этот метод: особенно если вас заранее не уведомили, что карты не принимают.
Заводить лишнюю карту — решение радикальное, но с ней можно смело требовать у официанта терминал. Расплачиваться при этом в итоге вы можете картой любой платежной системы: вряд ли устройство будет настроено только на один тип карт. Деньги на новой карте можно даже не держать. Да что там, можно вообще ее не заводить, если вы умеете убедительно врать. В конце концов, эта ложь — для соблюдения закона, а не только для личного комфорта.
«Все зависит от терпеливости, настойчивости и иногда скандальности посетителя, — резюмирует Константин Суворов. — Как правило, сотрудники заведений общепита после препирательств соглашаются принять оплату картой».
Как пожаловаться в Роскомнадзор↑
По мнению юриста, имеет смысл жаловаться на хитрых рестораторов в Роспотребнадзор. Для этого вам нужно записать одно-единственное видео: на котором видно неработающий терминал и слышно отказ работников кафе принять к оплате карту. Для этого нужно переспросить менеджера: «Я действительно не могу оплатить заказ картой?». Еще можно сфотографировать значок Visa и Mastercard, если он приклеен на входе.
Уже дома нужно зайти на сайт Роспотребнадзора и написать обращение со всеми деталями: названием и адресом заведения, датой посещения, своими данными. Конечно же, нужно изложить суть произошедшего. Прикрепляете ко всему этому видео, фото. И отправляете.
После обращения Роспотребнадзор должен провести проверку: направить в кафе инспекторов и выяснить, работает ли терминал. Если нарушения всплывут, то хозяевам грозит штраф до 50 тысяч рублей.