Центры госуслуг Москвы по итогам международного исследования входят в тройку лидеров в мире по комфортности для жителей. А удобно в центрах «Мои Документы» должно быть всем. Поэтому особое внимание в центрах госуслуг Москвы уделяется созданию доступной среды, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно, получая госуслуги.
В каждом центре «Мои Документы» Москвы есть кабинеты либо окна приема для маломобильных граждан. Вход в центр оборудован пандусом и кнопкой вызова специалистов. А сотрудники всегда готовы прийти на помощь посетителям. В центре госуслуг района Строгино в окне приема маломобильных посетителей установлена индукционная звукоусиливающая система для слабослышащих. Она помогает посетителям с нарушением слуха воспринимать информацию без посторонних шумов.


Однако мало просто оборудовать специальный кабинет или окно для приема маломобильных граждан. Важно, чтобы к нему можно было добраться без проблем и лишних усилий и чтобы сотрудники могли оказать необходимую помощь посетителям с разными видами инвалидности
Стремясь стать доступными абсолютно для всех, центры «Мои Документы» Москвы в прошлом году разработали специальное руководство с описанием того, какими должны быть помещения центров, чтобы соответствовать принципам доступной среды.
А сейчас центры госуслуг совместно с общественными организациями создали специальный тренинг для сотрудников. Его уникальность заключается в том, что он разработан при непосредственном участии экспертов, которые сами являются людьми с инвалидностью.
- Этот тренинг позволит сотрудникам наших центров погрузиться в опыт человека с инвалидностью, поставить себя на его место, почувствовать его переживания. Важно сформировать у специалистов навык общения без страхов и стереотипов. И именно тогда будет понимание, как правильно общаться и помогать посетителям, требующим особого внимания, - отметили в руководстве столичных центров госуслуг.
Тренинг состоит из нескольких частей. Первая часть – практическая. Участники команд выбирают роли: посетителя с инвалидностью (по зрению и слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата), сопровождающего, сотрудника центра и наблюдателя, задача которого фиксировать впечатления и замечания. Задача команды – пройти путь посетителя с инвалидностью от входа в центр до получения услуги.


Вторая часть тренинга – это обсуждение полученного опыта с участием экспертов из общественных организаций и активистов – людей с инвалидностью.
Тренинг подготовлен на основе опыта и практик РООИ «Перспектива», фондов «Со-единение» и «Подари жизнь». В его создании приняли участие:
- слепоглухие актеры, занятые в спектакле «Прикасаемые», Ирина Поволоцкая и Алексей Горелов,
- общественный деятель Назим Чеботарёв,
- художник и скульптор, актер инклюзивного театра «Со-единение» Александр Похилько,
- а также Татьяна Тутатчикова, Анастасия Воронцова, Гузель Ахт, Анна Левина.
Пока это первый, пробный тренинг. Цель его – услышать мнения и пожелания по методике обучения от самих сотрудников. В ближайшие время курс будет доработан с учетом мнения специалистов и внедрен в программу обучения.


А вот мнения участников первого тренинга:
Ирина Поволоцкая: «Такие тренинги – это возможность для сотрудников центров госуслуг на практике пообщаться с людьми с инвалидностью, понять, какие чувства и сложности они испытывают. Для сотрудников - это, несомненно, возможность снять барьеры в общении с посетителями. Здорово, если такие тренинги пройдут как можно больше специалистов центров госуслуг».
Руководитель центра госуслуг Гольяново Елена Кузьмина: «Скажу честно, оказывать услуги посетителям с инвалидностью сложно. Важно в общении с ними не обидеть человека, помочь грамотно сформулировать вопрос, предложить получить сопутствующие услуги. Мы должны помочь каждому посетителю, показать, что мы – профессионалы».
Сотрудник ГБУ МФЦ Лилия Зерина: «В роли посетителя с инвалидностью по зрению и слуху я почувствовала страх неизвестности, боязнь довериться постороннему человеку, который был моим сопровождающим. А еще хотелось бы почувствовать, что мир не ограничивается только мной и моим помощником. Хочется чувствовать участие и доброжелательность со стороны окружающих».
Сотрудник центра госуслуг Куркино Елена Бабичева: «На тренинге я выбрала роль сопровождающего слепоглухого посетителя. Это очень сложно. Ведь ты отвечаешь за жизнь человека, за его общение с внешним миром».